• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалавры, магистры и просто ЕГЭ

Крайний Север. 2003. № 257. 16 декабря

Есть сферы, что затрагивают всех и определяют в жизни все. Что происходит с образованием в России? "Ломают, корежат, без конца и без края", - так суммировала итог личного мини-опроса взрослых и юных.

Есть сферы, что затрагивают всех и определяют в жизни все. Что происходит с образованием в России? "Ломают, корежат, без конца и без края", - так суммировала итог личного мини-опроса взрослых и юных.
В СССР было чем гордиться - системой образования. Есть почти легендарное свидетельство, которое ректор Молочной академии Владимир Острецов привел на встрече в Законодательном Собрании области: когда мы вырвались в космос, из США приехала делегация из ста человек. Конгрессмены искали причины успеха и пришли к выводу: войной не одолеть - надо разложить систему образования.
Видимо, этот опасный для России процесс и набирает обороты, вызывая законную тревогу за ее судьбу. Встреча ректоров шести государственных вузов области с депутатами и всеми заинтересованными лицами обозначила букет проблем и тяжелейших ситуаций. Исходную точно назвал ректор ВГПУ Александр Лешуков: раз механизм модернизации запущен, ему не получится противостоять. Старый русский вопрос: что же делать?
Есть мировой оценочный фон: русские слишком образованны, слишком много знают, неплохо б укоротить. Если нас надо превратить в массовое быдло, тогда, по прогнозу Гайдара, стране хватит ста вузов. Не отсюда ли вытекает понятная установка на выделение в сфере просвещения 40-50 вузов, которые будут ключевыми? Ни у одного вологодского нет ни шанса попасть в этот оазис благоденствия и престижа. Как нет его и у большинства вузов страны.
- Каждый год нам придумывают новые идеи модернизации, - сказал ректор ВоГТУ Руслан Дерягин. - Национальная доктрина образования носит общий характер и направлена не на улучшение, а на ежегодную смену правил игры.
Игра, идет игра. Понравились красивые западные бренды - бакалавры и магистры - и вот уже их выпускают наши вузы. Для кого, для чего? И как быть с нашей аспирантурой при их появлении? Прав ректор МГУ Виктор Садовничий: почему мы должны реформироваться по их стандартам? Мы что, готовим кадры для Европы и Америки? И предполагаем, что, хорошо отучившись у нас, выпускники будут проще адаптироваться к жизни там?
Процесс нивелировки системы образования, не лишенной недостатков и проблем, весьма успешно ускорило судорожное введение ЕГЭ - единого государственного экзамена. Поманили ложным демократизмом и равными возможностями при поступлении в любой, самый престижный вуз, а эти престижные отказались, как и вся Москва, от этого ЕГЭ. Прав все тот же Владимир Острецов: разве не поступали наши выпускники из самых отдаленных уголков Вологодчины в МГУ, на физтех без репетиторов и ЕГЭ? Поступали. Начинать надо с учителя. Когда эта профессия станет главной, поступление в педвузы - престижным, мы снова получим образование, которое не снилось Европе и Америке.
Еще один камень преткновения: тихой сапой по стране протаскивается платное обучение. Однако явочный порядок введения платы за обучение противоречит Конституции, где зафиксировано право граждан на образование. Ректоры страны выступили против того неизбежного социального неравенства, при котором богатые будут в выигрыше, а платить за свое образование придется бедным.
Профессора Гурия Судакова беспокоит проблема востребованности потенциала - проблема номер один вологодских вузов. Сотрудник службы занятости Светлана Смирнова отметила, что "вся система образования работает неправильно, вхолостую, ибо совершенно не соотносится с рынком труда". Разговор в Законодательном Собрании, сложный и многоплановый, обратил внимание на текущие и перспективные проблемы отрасли. Хотелось бы, чтобы те дельные конкретные предложения, которые вносились на нем, побыстрее стали руководством к действию.
В послесловие к времени перемен в образовании хотелось бы напомнить еще одну многократно описанную ситуацию. Во ВГИК в один год к выдающемуся кинорежиссеру Михаилу Ромму поступали Андрей Тарковский и Василий Шукшин. Интеллигент и крестьянин из семей примерно одного достатка, про которых было не принято писать "бедные". Чтобы сын с Алтая доехал до Москвы, Мария Сергеевна Шукшина продала корову. Для новых Ломоносовых-Тарковских-Шукшиных коровы не хватит. Не рискуем ли мы вообще при наших перманентных реформах остаться без национальных гениев?