• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преобразователи и образователи: взгляд на проблему через призму науки

Большая перемена. 2005. № 18:47. 6 апреля

5 апреля в рамках VI международной конференции «Модернизация экономики и выращивание институтов» состоялся круглый стол «Новые институты социальной сферы».

5 апреля в рамках VI международной конференции «Модернизация экономики и выращивание институтов» состоялся круглый стол «Новые институты социальной сферы».

В дискуссии, посвященной изменениям в сфере науки и образования, принял участие заместитель министра образования и науки РФ Андрей Свинаренко. Он рассказал о планах министерства, об основных проблемах и путях их решения. В качестве оппонента выступил академик РАН Владимир Фортов. Он заявил, что для проведения эффективной модернизации в области науки и образования необходим диалог, обсуждение проблематики преобразований в ходе дискуссий с привлечением всех заинтересованных сторон. «Мы должны договариваться, выработать общую точку зрения, - сказал академик. – А пока очень много недоразумений, и это настораживает».
Тему продолжил ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов: «В начале перестройки представители образования, науки, интеллигенция - они были горячими сторонниками реформ. Что с ними произошло? Неужели их всех постиг такой неуспех? На самом деле мы здесь встречаемся с феноменом, когда у нас в рамках институциональной реформы группа поддержки этих реформ размывается». По мнению Кузьминова, причиной этого явления является хроническое недофинансирование.
Анализу ситуации, сложившейся в сфере образования, была посвящена и одна из научных статей сборника «Институты: от заимствования к выращиванию. Опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений», который распространялся на конференции. Авторы – Я. Кузьминов, В. Радаев, А. Яковлев, Е. Ясин. В главе «Образование: свобода, вырождение, модернизация», в частности, говорится: «Образователи как социальная группа оказались не консолидированы, не сумели обеспечить реализацию своих долгосрочных интересов с помощью новых правовых норм и социальных практик. …Из силы поддержки реформы преподавательская масса трансформировалась в силу ее отторжения.
Неблагоприятный отбор двух последних десятилетий сформировал в школе устойчивые группы учителей репродуктивного типа, учителей-воспроизводителей. В их интересах минимизировать изменения образовательных программ, они болезненно реагируют на возможность открытости и конкуренции, любой внешней оценки их работы.
Разумеется, речь не идет о полном вырождении или омертвлении преподавателей как социальной группы. …Но отмеченная двойственность стереотипов поведения класса образователей должна приниматься в расчет».
«Через четыре года после принятия первой реформаторской программы ни один элемент инноваций полностью не работает, - таков заключительный итог статьи. – Реформы проводятся без увязки с интересами образовательного сообщества. Сегодня эти интересы просты – педагоги требуют обеспечить им социально приемлемый уровень оплаты труда. Эта позиция совершенно бесспорна, и ее игнорирование не только не позволяет привлечь учителей и профессоров на сторону реформаторов, но заведомо обессмысливает осуществляемые «сверху» действия».