• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наш профиль - информатика

Вечерняя Уфа. 2005. № 170. 7 сентября

В школьном образовании прослеживаются две тенденции. Первая, это все большая специализация, "профилирование", что позволяет оптимизировать школьную программу и снизить нагрузки. Вторая тенденция, это усиление компьютеризации образования. Все большим спросом пользуются электронные учебники, особенно по информационным технологиям.

В школьном образовании прослеживаются две тенденции. Первая, это все большая специализация, "профилирование", что позволяет оптимизировать школьную программу и снизить нагрузки. Вторая тенденция, это усиление компьютеризации образования. Все большим спросом пользуются электронные учебники, особенно по информационным технологиям.
Естественно, школа должна следовать современным тенденциям, идти в ногу со временем. С 2003 года Министерство образования проводит эксперимент, заключающийся в подготовке старшеклассников по профильным направлениям. Допустим, если молодой человек в школе увлекается физикой, и твердо решил поступать на физфак или физтех, он обучается в "физико-математическом" классе. А будущие филологи или историки идут в гуманитарный класс.
Учитывая тенденцию усиления компьютеризации школы, Министерство образования отдельно выделило информационно-технологический профиль.
Однако перед школами встали две проблемы - дефицит учителей информатики и нехватка учебно-методических материалов, которая усугубляется тем, что их надо постоянно обновлять, чтобы успевать за бурным развитием информационных технологий.
В сфере компьютерных знаний очень повезло Томску, где есть ТУСУР - государственный университет, который специализируется на радиоэлектронике и компьютерной технике.
В 1999 году в ТУСУРе был создан Образовательный центр "Школьный университет", которому присвоен статус "Федеральной экспериментальной площадки по реализации информационно-технологического профиля".
- Основное направление нашей работы, - рассказывает заместитель директора Сауле Уразбаева, - это организация профильных классов по информатике. У нас накоплен огромный опыт сотрудничества со школами, департаментами образования в регионах. В профильных IТ-классах Школьного университета сегодня обучается около 15000 ребят из 43 регионов России и Казахстана. У нас имеется комплекс учебно-методических материалов: учебные планы, электронные практикумы, методические пособия, тестовые системы. Сегодня это наиболее полный комплекс материалов по IT для школьников.
Каждый учащийся Школьного университета обеспечен индивидуальным комплектом учебного материала, бесплатной методической поддержкой через веб-сайт Школьного университета. Выпускники получают сертификаты "Оператор ПК" и "Программист". Самое главное, что эти ребята - без пяти минут студенты, поскольку получат все навыки обучения в вузе. А именно, сдают сессии, обучаются по семестрам, выполняют индивидуальные проекты, курсовые, имеют зачетные книжки, участвуют в научных конференциях и праздниках ТУСУРа.
- Почему мы взялись за организацию профильных IТ-классов по всей стране и ближнему зарубежью? - рассуждает директор Школьного университета Игорь Дмитриев. - Прежде всего, у нас есть огромный преподавательский опыт в сфере информационных технологий. Мы прекрасно понимаем, как необходимы сегодня профильные классы, как ребятам нужна компьютерная грамотность. Кроме того, их организация и в России, и в Казахстане помогает сохранить и развивать единое образовательное пространство.
Как организуются профильные классы? Сотрудники Школьного университета приезжают в регион, заключают соглашения с местным управлением образования, договоры с конкретными школами. Учителя информатики и учащиеся получают весь учебно-методический комплект. Кроме того, с ними постоянно проводят консультации, курсы переподготовки.
- Учителя, которые ведут информатику в наших профильных классах, - поясняет сотрудник отдела по работе с регионами София Тарземянова, - заинтересованы в качестве преподавания, в повышении квалификации. Авторы учебников и методических материалов выезжают в регионы, ведут консультации для учителей.
- Не менее мотивированы и школьники, - добавляет Юлия Сотскова, - качество учебы наших ребят выше, чем в других классах. Через информатику у них просыпается интерес к другим предметам. У ребят повышается самооценка, они становятся успешней.
Однако учащиеся Школьного университета не зациклены только на учебе. Бьет ключем и творчество, и развлечения.
Например, в марте этого года в Школьном университете прошел праздник "Цифровой бум". В Томске собрались команды старшеклассников из 35 учебных учреждений Томска, Северска, соседних регионов, Казахстана.
Регулярно проходят конкурсы для ребят: как очно, когда ученики со всей страны приезжают в Томск на очередной фестиваль, так и в режиме он-лайн. Например, "Мисс "Школьный университет"" , "Он-лайн коктейль". Вскоре стартуют проекты: "F 1", "Школа делового успеха", "Сам себе кутюрье", с информацией о которых можно ознакомиться на сайте Школьного университета. В январе у Школьного университета появится собственная виртуальная галерея. Ребята постоянно присылают в "Alma Mater" стихи, рисунки, веб-странички и даже ... музыку собственного сочинения! А на осенних каникулах пройдет конкурс для педагогов "Дети и сети", где будет избран "Учитель года".
...Школьный университет чем-то похож на огромную семью из тысяч ребят, сотен учителей и методистов. Очень дружную, интересную, творческую, где умеют и работать, и учиться, и отдыхать. Главное, ставить цели и добиваться успеха.
В заключение приведем слова директора IТ-компании "Контек-софт" Владимира Соснина: "IТ-фирмы нуждаются в компетентных и опытных сотрудниках. Современному специалисту недостаточно пассивно усвоенных знаний стандартной программы - нужно учиться самостоятельно расставлять приоритеты и набираться опыта. Возможности, которые предоставляет для этого Школьный университет и ТУСУР, позволяют сделать первый шаг..." Первый шаг к профессиональному успеху, формированию творческой личности.