• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семь раз узнай, один раз заплати "Театрон" определит цены на билеты

Культура. 2004. № 3. 22 января

...По мнению автора идеи эксперимента, профессора Высшей школы экономики Александра Долгина, денежные знаки являются самой понятной и одновременно достоверной формой выражения зрительской оценки. Г-н Долгин и его коллеги пытаются найти ответ на, казалось бы, простой вопрос: как снизить так называемый зрительский риск, оградить театрала от разочарования, которое он испытывает, попадая на средний, проходной спектакль?...

В Москве стартовал "Театрон". Специалисты Фонда научных исследований "Прагматика культуры" предлагают посетителям ряда столичных театров выразить свои впечатления от спектакля не овациями, но деньгами. Эксперимент, названный греческим словом "Театрон" (буквально "пространство зрителей"), является младшим братом проекта "Синема" о котором наша газета писала осенью 2003 года. Тогда посетителям кинотеатров вручался специальный конверт с несколькими купюрами, которые нужно было вернуть, если фильм им понравился, или забрать себе, если кинопросмотр не принес удовольствия. Теперь точно такие же конверты ожидают тех, кто придет в театры Сатирикон, им. Вл.Маяковского, им. Евг. Вахтангова и Моссовета. По мнению автора идеи эксперимента, профессора Высшей школы экономики Александра Долгина, денежные знаки являются самой понятной и одновременно достоверной формой выражения зрительской оценки. Г-н Долгин и его коллеги пытаются найти ответ на, казалось бы, простой вопрос: как снизить так называемый зрительский риск, оградить театрала от разочарования, которое он испытывает, попадая на средний, проходной спектакль? Ведь цена театрального билета не гарантирует качества предстоящего художественного впечатления. Что интересно, точно в таком же положении оказываются и покупатели книг, и посетители музеев, которых к участию в подобном эксперименте пока не привлекают. Хотелось бы верить, что по итогам эксперимента (если они будут обнародованы, в отличие от проекта "Синема") не станут оценивать художественное качество произведения, а расскажут что-нибудь поучительное о наших современниках. "Театрон" предлагает: "Снимем занавес с цены!" (именно так звучит слоган эксперимента). Организаторы верят, что стоимость театральных билетов должна частично зависеть от зрителей. Конечная цель эксперимента "Театрон" - "изменить правила расчетов в культуре, перенеся часть платы за культурный продукт на момент "после просмотра" Тем самым зрителю дается право самому определить соответствие цены и качества спектакля. Остается понять, захочет ли зритель этим правом воспользоваться.