• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диплом от Терминатора

Еженедельный журнал. 2004. № 21. 31 мая

...За последние несколько лет совместные образовательные проекты стали элитной частью российской высшей школы. По словам ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, сотрудничество с англичанами в рамках МИЭФ способствовало реформе образовательного процесса

Современное высшее и послевузовское образование невозможно представить без международного сотрудничества - стажировок в иностранных университетах, совместных программ, разработанных вузами разных стран. Еще в 1999 году сотрудничество между университетами было признано одним из приоритетов развития единой Европы - на саммите в Болонье министры образования европейских государств подписали декларацию о взаимном признании документов об образовании и периодов обучения. Осенью 2003 года к ней присоединилась и Россия.

Впрочем, идеи Болонской декларации начали воплощаться в жизнь задолго до ее принятия. В России первые совместные программы с университетами западных стран появились в конце 80-х - начале 90-х годов. В 1988 году Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС" открыла первую программу MBA (Master of Business Administration - магистр управления бизнесом, в переводе на российский официальный - "мастер делового администрирования"), разработанную вместе с международными партнерами для переподготовки руководителей российских предприятий.

А первая совместная программа высшего образования появилась в 1993 году в Школе международного бизнеса МГИМО (сейчас это Институт бизнеса и делового администрирования при Академии народного хозяйства). Студенты два года учились в России, затем два года - в Голландии, после чего получали два диплома - МГИМО и Роттердамского университета.

Два в одном
Самая простая форма сотрудничества с зарубежными университетами - "вкрапления" в российскую программу. В школе бизнеса "МИРБИС" в учебный план для будущих бакалавров "встраивают" курсы, разработанные в Великобритании, - например, в учебном плане по специальности "управление туризмом и гостеприимством" шесть обязательных курсов британского Института коммерческого менеджмента. Студенты, успешно сдавшие экзамены, получают сертификаты этого института. Примечательно, что эти курсы обязательны не только для тех студентов, которые собираются поехать за дипломом магистра в Великобританию, но и для тех, кто хочет получить только российский диплом.
Вторая форма сотрудничества - так называемый двойной диплом. Два университета разрабатывают единую программу, которая соответствует требованиям и того, и другого. В этом случае выпускники получают два диплома - российский и зарубежный, а обучают их как зарубежные, так и российские профессора. Иногда такую программу составляют сразу несколько вузов. Например, Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) входит в европейский консорциум IBSEN. На старших курсах его студенты могут учиться в университетах этого консорциума в Англии, Германии, Голландии и во Франции. В свою очередь европейские студенты учатся в ИБДА.
Впрочем, чаще всего совместные программы не предусматривают обязательный выезд из России, как, например, в Международном институте экономики и финансов Государственного университета - Высшей школы экономики. В МИЭФ готовят бакалавров, которые получают два диплома - ГУ-ВШЭ и Лондонской школы экономики (это факультет Лондонского университета). В некоторых случаях выезд обязателен, но ненадолго - в школе бизнеса "МИРБИС" слушатели российско-британской программы МВА должны поехать на 10-дневную стажировку в Великобританию.
Третья разновидность международного сотрудничества - программы зарубежных университетов, "размещенные" в российских вузах и бизнес-школах. Обычно их выпускники получают только иностранный диплом. Такова бельгийская программа Executive МВА для топ-менеджеров в ИБДА (здесь обязательна недельная стажировка), британская - в Московской высшей школе социальных и экономических наук, американская - в Институте бизнеса и экономики (все эти вузы входят в учебный комплекс Академии народного хозяйства при Правительстве РФ). Партнер Института бизнеса и экономики - Калифорнийский государственный университет, все дипломы которого подписывает губернатор Калифорнии. С прошлого года на дипломе МВА, который получают его выпускники, стоит подпись Арнольда Шварценеггера.
Особое место среди зарубежных программ занимают учебные курсы Открытого университета Великобритании, обучение по которым ведут национальные центры в сорока странах мира. В России головной центр по распространению этих программ - Международный институт менеджмента (МИМ) "ЛИНК". Программы Открытого университета ориентированы на руководителей-практиков и состоят из трех уровней - "Профессиональный сертификат менеджера", "Профессиональный диплом менеджера" и МВА. Программы сертификата и диплома предлагают около 100 учебных центров по всей России, сотрудничающих с "ЛИНКом" (обучение ведут российские тьюторы - сертифицированные преподаватели), а британскую степень МВА можно получить только в "головном" вузе в Москве. "ЛИНК" имеет статус негосударственного вуза, аккредитованного Министерством образования и науки РФ, так что здесь можно получить не только зарубежные, но и российские дипломы.

Заграничное лучше?
Международное сотрудничество развивается прежде всего по тем направлениям, где наша страна в силу исторических причин отстает от Запада. В высшем образовании это в первую очередь экономика, менеджмент и общественные науки, а в постдипломном - еще и программы МВА со множеством специализаций. Например, в Высшей коммерческой школе (совместно с Европейским институтом международного менеджмента) можно получить одну из восьми специализаций, в том числе по политическому менеджменту. Международные проекты по различным гуманитарным специальностям представлены в Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН). Поучившись здесь в течение года, студенты получают степень магистра Манчестерского университета.
За последние несколько лет совместные образовательные проекты стали элитной частью российской высшей школы. По словам ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, сотрудничество с англичанами в рамках МИЭФ способствовало реформе образовательного процесса в самой Высшей школе экономики - это касается и организации учебы (упор на самостоятельную работу, письменные экзамены и проч.), и содержания курсов.
Учебная сеть Международного института менеджмента "ЛИНК" в России стала формироваться в 90-х годах. "Сначала по программам Открытого университета Великобритании в России обучали только британцы, - рассказывает ректор "ЛИНКа" Сергей Щенников. - Первые выпускники стали первыми российскими тьюторами, которые, в свою очередь, сами стали готовить тьюторов".
Сегодня в совместных программах зарубежным преподавателям далеко не всегда отводится ведущая роль. Обычно они читают лишь отдельные курсы или обзорные лекции. Редки случаи, когда их занятия составляют хотя бы половину учебного времени, как, например, в Институте бизнеса и экономики. По мнению ректора ВКШ Владимира Буренина, слушатели российских бизнес-школ не всегда в восторге от западного профессора: "Они хотят услышать рассказ о том, как решать текущие проблемы в бизнесе. И очень удивляются, когда преподаватель хочет услышать мнения слушателей по теме лекции или отсылает их к литературе или электронным ресурсам".
"Однажды англичане спросили, что для нас значит международное сотрудничество в образовании, - это глазурь на торте или сам торт, - рассказывает проректор по международным связям школы бизнеса "МИРБИС" Елена Зубкова. - Мы ответили - ни то, ни другое. Международная составляющая наших программ - это как пропитка для торта.Хотя мы готовим кадры для российского бизнеса, наши выпускники должны быть хорошо знакомы с зарубежным опытом". Зачастую российская часть программы для студентов не менее важна, чем зарубежная. "Экзаменационные работы наших студентов по ключевым предметам проверяют преподаватели Лондонского университета, - рассказывает директор МИЭФ ГУ-ВШЭ Сергей Яковлев. - Однако в российской "зачетке" оценка по предмету может быть ниже. Наши преподаватели учитывают не только результаты британского экзамена, но и работу в течение семестра, промежуточные тесты".
Зарубежный диплом дает выпускникам российских вузов дополнительные возможности и при трудоустройстве, и для продолжения образования. "Мы создали базу данных всех выпускников нашей программы МВА, которые учились не только в США, но и в Австрии, Гонконге, Китае и России, - говорит профессор Калифорнийского госуниверситета Джей Тонц. - В этой базе выпускник может найти коллег по бизнесу и обратиться к ним по Интернету. Люди, имеющие один и тот же диплом, всегда помогут друг другу".
Впрочем, выпускники совместных программ чаще всего остаются работать в России. "Первые студенты наших программ двойного диплома, уехавшие на третьем курсе за рубеж, там и остались, -рассказывает декан факультета международного бизнеса и делового администрирования ИБДА Ирина Колесникова. А в последние годы молодые люди обычно возвращаются в Россию, понимая, что здесь больше возможностей для карьеры". Бакалавры в ИБДА могут учиться не только по схеме "два года здесь, два года там". Одна из новых возможностей: студенты три года учатся в России, едут в Европу на год учебы, после чего проходят там полугодовую стажировку в компании.

Вдвое сложнее?
Для получения двух дипломов не обязательно осваивать две учебные программы. Как правило, университеты-партнеры формируют единый перечень курсов, который отвечает и требованиям российского стандарта, и принципам зарубежного образования. Обычная практика - взаимное признание и перезачет курсов
(в двух программах одного профиля немало одинаковых дисциплин). Предметы, которые есть в программе только одного вуза, изучаются отдельно или сдаются экстерном. Хотя, конечно, по совместным программам учиться непросто. По словам Сергея Яковлева, у студентов МИЭФ так много домашних заданий, что выполнять их приходится ежедневно, а не в последние дни перед сессией.
В некоторых бизнес-школах, например в "МИРБИС" и ВКШ, российская программа МВА - базовая. "Чтобы получить еще и европейский диплом МВА, наши слушатели должны успешно освоить российскую программу, сдать экзамен Лондонской торгово-промышленной палаты по английскому языку и защитить исследовательский проект, - рассказывает ректор ВКШ Владимир Буренин. - Описание проекта и данные об обучении мы отправляем в Европейский институт международного менеджмента в Париже. Диплом этого института получают те, кто соответствует требованиям Европейского совета по бизнес-образованию".
От слушателей совместных программ не всегда требуется свободно владеть иностранным языком. Таковы многие программы института "ЛИНК" - курсы Открытого университета переводятся на русский. Впрочем, большинство программ - двуязычные, и знать язык в этом случае обязательно. Магистерская программа "Стратегии развития человеческих ресурсов" в "МИРБИС" - полностью британская, но с ее слушателями в основном работают российские преподаватели. Здесь английский нужен для того, чтобы читать литературу, писать магистерскую диссертацию и экзаменационные работы, которые проверяются в британском Университете Метрополитан. В МИЭФ ГУ-ВШЭ студенты имеют право сдавать госэкзамен на российский диплом как на русском языке, так и на английском (все преподаватели МИЭФ владеют английским). В Институте бизнеса и экономики и в "МИРБИС" случается, что и российские преподаватели читают курсы на английском. По мнению Елены Зубковой, это эффективно, если речь идет о зарубежном опыте с использованием англоязычной литературы.
- Мы полностью соблюдаем технологию учебного процесса, принятую в Калифорнийском госуниверситете, - говорит ректор Института бизнеса и экономики Эдвард Гойзман. - Если там положено читать курс 11 недель, то у нас его читают ровно столько же. Единственная разница в том, что нам разрешено привлекать российских профессоров, хотя и в ограниченном количестве. Но это не помешало Американской ассоциации бизнес-школ AACSB аккредитовать нашу программу. Прослушав часть курсов в нашем институте, студент может продолжить обучение в Калифорнийском или любом другом государственном университете США.
Одна из последних тенденций - использование Интернета при обучении по совместным программам. Дистанционным способом можно обучаться по специальности "менеджмент в сфере культуры" в МВШСЭН. С европейской сетью онлайн-обучения (центр в Женеве) начала сотрудничать Высшая коммерческая школа. В ближайшее время в ее программы будут включены онлайновые курсы европейских университетов. Возможности Интернета используют и в МИМ "ЛИНК": для слушателей здесь организуют форумы, на которых обсуждаются проблемы бизнеса. Те, кто учится на английском языке, участвуют в аналогичных форумах на сайте Открытого университета.

Цена и качество
- Совместные программы, осуществляемые в России, находятся под постоянным контролем зарубежных профессоров. Студента могут отчислить за неуспеваемость, предложить пройти курс заново, поставить "двойку" на экзамене, вернуть дипломный проект на доработку, - рассказывает Елена Зубкова.
Иногда приходится слышать, что иностранные партнеры наших университетов - далеко не лучшие учебные заведения в своих странах. На самом деле большинство партнеров российских вузов занимают в национальных рейтингах позиции средние и выше средних. Есть и безусловные лидеры, как, например, Лондонская школа экономики и Манчестерский университет. По дистанционным программам лидирует Открытый университет Великобритании (четвертое место в последнем рейтинге дистанционных программ Financial Times), уже обучивший в России более 55 тысяч менеджеров. Отечественным бизнес-школам пока не удалось заполучить в партнеры Гарвард или французскую школу INSEAD, а вот не менее именитая швейцарская IMD у нас уже работает. Несколько корпоративных семинаров для компании "Русский алюминий" совместно с IMD недавно организовала Высшая коммерческая школа.
Один из критериев качества учебных программ на Западе - их признание известными профессиональными или образовательными ассоциациями. В России немало постдипломных программ, имеющих престижную аккредитацию. МВА Института бизнеса и экономики первая и единственная в России получила аккредитацию AACSB. Британская ассоциация АМВА признала три программы МВА, реализуемые в России, - Открытого университета (МИМ "ЛИНК"), Кингстонского университета и РЭА имени Г.В. Плеханова. Высшая коммерческая школа аккредитована Европейским советом по бизнес-образованию.
Как правило, совместные программы существенно дороже аналогичных российских и намного дешевле, чем учеба за рубежом. Бесплатное или частично оплачиваемое обучение - большая редкость. Одно из немногих исключений - стипендии в МВШСЭН (подробнее см. интервью на стр. 62). В МИЭФ ГУ-ВШЭ в зависимости от результатов экзаменов оплата дифференцирована - можно учиться как полностью бесплатно (такая возможность предоставляется победителям всероссийской олимпиады по экономике), так и с частичной оплатой обучения (цена за год -от 2250 до 6250 долларов). Гранты на продолжение обучения в Калифорнии предоставляются лучшим студентам программы МВА Института бизнеса и экономики. Для участников программы "два плюс два" в ИБДА зарубежные университеты делают большие скидки - год учебы там стоит почти столько же, сколько и в России (проживание и питание, разумеется, не в счет).
Рынок совместных программ в российском образовании сегодня сформировался и стабилизировался. Обман и халтура остались в начале 90-х годов, когда на российском рынке появлялись второсортные американские университеты, завлекавшие студентов "конвертируемыми" дипломами. Так что при выборе совместной программы можно, по большому счету, не опасаться подделок.