• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ИА "Альянс Медиа": России нужен закон о лоббизме

РАСО (raso.ru). 22 мая 2008

Следует отметить также приход в Россию международных лоббистских фирм, создание в некоторых российских ассоциациях отделов по связям с госорганами, а также изменения в академической и научной среде — например, в ГУ-ВШЭ открыты специальные курсы по обучению профессиональной лоббистской деятельности, которые ведут А.Шохин, И.Юргенс, П.Авен и др.

Теме использования зарубежного опыта законодательного обеспечения лоббистской деятельности в системе мер противодействия коррупции и перспективах его использования в России был посвящен круглый стол, состоявшийся в Госдуме 22 мая.

Первый заместитель председателя Комитета по безопасности ГД Михаил Гришанков отметил, что проблема законодательного обеспечения лоббистской деятельности постоянно поднимается в обществе по инициативе предпринимательских и общественных объединений. Бизнесмены просят вывести лоббистскую деятельность "из тени", легализовать ее и привести к понятным власти и обществу нормам.

"Декларирование равенства всех перед законом нуждается в государственном правовом регулировании лоббистской деятельности, ведь и депутат является лоббистом, поскольку отстаивает интересы той территории, которая его избрала, и по закону он обязан это делать бесплатно", — сказал М.Гришанков.

Заместитель председателя Комитета по международным делам Андрей Климов напомнил, что Россия присоединилась недавно ко многим международным документам о противодействии коррупции и намерена комплексно бороться с ней.

"Я имею в виду, что зарубежный опыт может значительно ускорить эту борьбу. Мы помним, что понятие "лоббизм" впервые появилось ровно 200 лет назад в США, но первый закон о лоббизме появился в Америке лишь спустя 138 лет, — сказал он. — Могу сказать, что и в России были попытки принять соответствующий закон, однако из-за юридической слабости ни один из текстов не дошел до второго чтения. Мы полагаем, что наиболее адекватен российской действительности опыт стран, представленных в Совете Европы. Однако для России является вопросом, стоит ли создавать специальный закон о лоббизме или лучше дополнять уже существующие нормативные акты". "Для нас также ясно, что одними запретительными мерами справиться с проблемой нельзя, нужны и поощрительные, — добавил он. — Этим мы поможем не только зарубежным предприятиям, работающим в России, но и отечественным, работающим за рубежом".

Доклад Марчина Валецки, эксперта Совета Европы, прочла на круглом столе его коллега Светлана Анисимова. Из доклада следует, что лоббизм — важнейшая и законнейшая часть демократического процесса, регламентирующая право граждан доносить свое мнение до руководства. Но нерегулируемый лоббизм приводит к извращению демократических норм, в результате чего граждане начинают воспринимать лоббизм как чисто коррупционную систему.

На Западе лоббизм рассматривается как попытка оказать влияние на члена парламента. Эта деятельность должна осуществляться совершенно прозрачно, с официальной регистрацией лоббистов, с публичным доступом граждан к списку лоббистов и кодексу их поведения, с публикацией отчетности о лоббистской деятельности со всеми расходами, и с продуманной системой наказаний для нарушающих правила.

Из подробного анализа законодательства Канады, США, Германии и Польши, приведенных в докладе, следовало, что лоббистская деятельность в этих странах строжайше регулируется, в том числе при помощи саморегулируемых организаций лоббистов.

Начальник отдела по предотвращению коррупции Службы специальных расследований Литвы, эксперт Совета Европы Витас Ринкус заметил, что к созданию литовского закона о лоббистской деятельности законодателей побудила непрозрачность процесса. Что касается Службы специальных расследований, она занята раскрытием коррупционных дел, связанных с парламентом Литвы, и местным самоуправлением. Часто коррупция возникает при смыкании интересов политических партий с интересами промышленников.

Литовский закон о лоббизме, принятый в 2000 году, вступил в действие с 1 января 2001 года. Примечательно, что в нем оговорено то, что СМИ не являются лоббистами. Лоббистом, как обозначено в законе, является физическое или юридическое лицо, включенное в список лоббистов, т. е. не политик, не должностное лицо, не судья, без судимости или со снятой судимостью. Несмотря на то, что количество лоббистов законом не ограничено, лоббистскую деятельность из них осуществляет едва ли половина. Ни одно уголовное дело в Литве против лоббистов с 2001 года не возбуждалось, и ни разу лоббистская деятельность не прекращалась по негативным причинам, а только по собственному желанию. В Литве еще не сложилась культура лоббистской деятельности, то есть привычки действовать по поводу принятия какого-либо закона только через лоббиста и никаким другим путем. "Таким образом, наш закон получился еще об одном виде предпринимательской деятельности. Принять более серьезные меры к регламентации лоббистской деятельности у властей не хватило политической воли", — отметил В.Ринкус.

Руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbing.ru, кандидат политических наук, доцент ГУ-ВШЭ Павел Толстых напомнил историю непринятия закона о лоббистской деятельности в течение всего периода функционирования Госдумы РФ. По его словам, законопроект о лоббистской деятельности по странному стечению обстоятельств выносился на обсуждение депутатов именно в последние дни работы Госдумы. Так, в ноябре 1995 был провален первый из них. Тогда же альтернативный проект был разработан при участии экспертов Администрации Президента РФ и представителей крупного бизнеса, но до парламента так и не дошел. В период работы третьего созыва Госдумы пробовал провести закон о лоббизме депутат Чуев, однако отзывы из правительства за подписями Клебанова и Матвиенко были отрицательными. Последняя попытка была предпринята в 2003 году депутатами Надеждиным, Немцовым и Хакамадой (фракция СПС), однако юридическое качество этого проекта также находилось на низком уровне и характеризуется экспертами лишь как попытка добавить себе лишние голоса.

Несмотря на то, что с 2004 года такие попытки больше не предпринимались, налицо предпосылки к развитию этой темы в парламенте. В частности, отметил П.Толстых, в крупных российских корпорациях, особенно табачных и топливно-энергетических, созданы специальные отделы по взаимодействию с госорганами. Актуальности темы способствует и кризис политического пиара в России, и переориентация компаний из PR в GR (от government — "правительство"). Следует отметить также приход в Россию международных лоббистских фирм, создание в некоторых российских ассоциациях отделов по связям с госорганами, а также изменения в академической и научной среде — например, в ГУ-ВШЭ открыты специальные курсы по обучению профессиональной лоббистской деятельности, которые ведут А.Шохин, И.Юргенс, П.Авен и др. Аналогичная программа существует в МГУ им. Ломоносова, где в качестве попечителя выступает глава Администрации Президента РФ С.Нарышкин.

Подводя итоги заседания, участники круглого стола пришли к выводу о необходимости создания юридически грамотного закона о лоббистской деятельности в России.