• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Вышка» обрела правительственный статус

Учительская газета. 2008. № 36. 2 сентября

В России появится еще один правительственный вуз - Государственный университет - Высшая школа экономики. С 1 января 2009 года ГУ-ВШЭ официально меняет свой статус - становится федеральным автономным учреждением и переходит в ведение Правительства Российской Федерации. О том, что это значит для самого вуза, для Минобрнауки РФ и для других высших учебных заведений, наш сегодняшний разговор.

 

Из первых рук

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года №1177-р

1. Отнести государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики», г. Москва (далее - университет), к ведению Правительства Российской Федерации.

2. Установить, что:

университет наряду с проведением в установленном порядке подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, фундаментальных и прикладных научных исследований осуществляет информационно-аналитическое и экспертное обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации по вопросам экономической и социальной политики, государственного и муниципального управления;

университет обеспечивает подготовку по направлениям своей деятельности магистров, аспирантов и повышение квалификации преподавателей из числа наиболее подготовленных выпускников высших учебных заведений Российской Федерации и зарубежных стран;

выпускники других высших учебных заведений Российской Федерации начиная с 2010 года должны составлять не менее 40 процентов лиц, принимаемых в магистратуру университета.

Предусмотреть в 2009 году создание в университете подготовительного отделения для поступающих в магистратуру, финансируемого за счет средств федерального бюджета.

3. Минобрнауки России устанавливать ежегодно начиная с 2010 года университету государственное задание по подготовке магистров не менее государственного задания по подготовке бакалавров, а также государственное задание по повышению квалификации преподавателей высших учебных заведений.

4. Минобрнауки России внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о создании федерального автономного учреждения «Государственный университет - Высшая школа экономики» путем изменения с 1 января 2009 г. типа государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики».

5. Университету в месячный срок внести в Правительство Российской Федерации программу развития университета на период до 2020 года, предусматривающую обеспечение его конкурентоспособности по отношению к ведущим зарубежным образовательным и исследовательским центрам социально-экономического профиля.

6. Установить, что полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении университета осуществляет Управление делами Президента Российской Федерации.

7. Минэкономразвития России осуществить в установленном порядке передачу Управлению делами Президента Российской Федерации предусмотренных в федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов ассигнований на обеспечение деятельности университета.

8. Университету привести свои учредительные документы в соответствие с настоящим распоряжением.

Председатель Правительства Российской Федерации Владимир ПУТИН

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор Государственного университета - Высшей школы экономики:

- Перед национальными исследовательскими университетами ставится задача обеспечения конкурентоспособности по отношению к ведущим профильным университетам мира. Такая задача поставлена перед Ядерным университетом (МИФИ), перед Национальным исследовательским технологическим университетом (МИСиС), такая задача поставлена и перед Высшей школой экономики.

Новый статус университета при Правительстве РФ означает, что ученые Высшей школы экономики осуществляют экспертно-аналитическую поддержку в выработке решений власти. То, что мы делали на общественных началах, теперь вменено нам в обязанность. Но перед нами поставлена еще одна серьезная задача - обеспечить конкурентоспособность университета по отношению к ведущим западным вузам и исследовательским центрам в области экономических и социальных наук.

Наш университет становится автономным учреждением. Мы принимали очень активное участие в разработке закона об автономных учреждениях, и, на мой взгляд, совершенно естественно, что правительство приняло решение сделать ГУ - ВШЭ первым университетом, который «примерит» такого рода статус с 1 января 2009 года. Новый статус, дающий нам экономическую автономию, будет сопровождаться резким повышением ответственности и прозрачности, ведь у АУ нет субсидиарной ответственности учредителя.

Министерство образования и науки РФ включило в постановление правительства о ГУ - ВШЭ несколько положений, которые существенно изменят учебный процесс. Фактически речь идет о том, что на базе «Вышки» создается первый в мире магистерский университет. Перед нами поставлена задача уже к 2010 году принимать на обучение 40 процентов магистров из других вузов. Сегодня у нас 20 процентов магистров пришли из других вузов, что уже высокий показатель для России. Увеличится общее число бюджетных мест: то есть если сейчас мы принимаем 800 человек в год, то будем принимать 1500. Это очень похоже на Гарвард, на ведущие университеты Запада, которые имеют такую же структуру.

Исаак КАЛИНА, заместитель министра образования и науки РФ:

- Изменение статуса хорошо прежде всего для самого вуза: он поднимается на новый уровень и по-новому сможет строить свою образовательную и научную деятельность. А что хорошо для такого ведущего вуза страны, то хорошо и для всей системы образования. Мне больше всего понравилось в документе об изменении статуса Высшей школы экономики то, что она станет не просто ведущим вузом, но и первым национальным магистерским университетом и 40 процентов студентов-магистрантов сможет принимать на учебу из других вузов. Вот это, пожалуй, самое ценное, ибо тут ВШЭ - первая ласточка, и ее опыт может стать весьма ценным для всех вузов, которые намереваются готовить магистров в самом недалеком будущем.

Владимир ВАСИЛЬЕВ, ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики:

- Я могу сказать, что хорошо знаю работу Высшей школы экономики. Вместе с этим вузом наш вел несколько научно-исследовательских проектов, мы совместно открывали новое направление подготовки специалистов - бизнес-информатику, ВШЭ и ее ректор Ярослав Кузьминов постоянно выдвигают новые идеи, которые вызывают неоднозначное отношение в педагогическом сообществе. Но этот университет нынче ведущий по многим направлениям реформирования системы образования. Влияние Высшей школы экономики на реформирование высшей школы значительно, и не только в бизнес-образовании. ВШЭ - пример того, как люди занимаются наукой и, рассматривая современные проблемы экономики, готовят высококлассных специалистов для экономики страны плюс предлагают пути для того, чтобы сделать их подготовку наилучшей.

Виталий РУБЦОВ, ректор Московского городского психолого-педагогического университета:

- Я рад за то, что Высшая школа экономики сумела столь серьезно изменить свой статус. Они проложили новый путь, весь вопрос в том, кто сможет этим путем воспользоваться. Я тоже хотел бы, чтобы наш университет получил такой статус, ибо мы не только имеем модель непрерывного психологического образования, не только занимаемся серьезной наукой вместе с Психологическим институтом Российской академии образования, но и постоянно даем разработки для практического применения. Надо сказать, что магистров психологии, кроме нашего вуза, не готовит никто, и мы могли бы тоже стать магистерским университетом, брать бакалавров из других вузов и давать им магистерские дипломы, а своих бакалавров отдавать в другие вузы, так как сегодня психологическая подготовка необходима многим как серьезная база для будущей деятельности. Мы работали и будем работать на Москву, мы будем продолжать работать на Россию. Наши специалисты оказывали психологическую помощь в Беслане. Сегодня наши разработки чрезвычайно востребованы при работе с детьми из Южной Осетии, находящимися в Краснодарском крае. Думаю, что весьма рационально для Правительства РФ было бы определить статус нашего университета как национально-регионального. Таких прецедентов еще не было, но, думаю, такое решение помогло бы стране получить разработки по очень многим глубинным содержательным вопросам.

 

Кстати

В настоящее время вузов, подчиненных Правительству РФ, не так уж и много. Это Академия народного хозяйства при Правительстве РФ и Финансовая академия при Правительстве РФ.

Особый статус и особое финансирование - отдельной строкой в бюджете - у Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета. Известно, что министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко после обращения ректоров двух госуниверситетов инициировал рассмотрение вопроса о придании этим вузам нового статуса, который дал бы им возможность не только предлагать собственные учебные и научные программы, но и устанавливать свои звания для профессоров, давать свои дипломы об окончании выпускникам, а также дипломы о присвоении ученых степеней.

От редакции

Нельзя сказать, что придание Государственному университету - Высшей школе экономике нового статуса стало для кого-то в педагогическом сообществе неожиданным решением. То, что было де-факто, стало де-юре. Определенным образом ГУ - ВШЭ всегда была «придворным» вузом: созданная когда-то группой либеральных экономистов, близких к Правительству РФ и президенту, она изначально получила особое место под солнцем, предлагая реформы на западный манер и вызывая жесточайшую критику коллег и общества. Ведь к этим предложениям прислушивались и следовали им власть имущие, включая профильное министерство, возглавляемое тогда Владимиром Филипповым. После назначения на пост министра Андрей Фурсенко заметно дистанцировался от Кузьминова и его группы, видимо, считая, что ведомственный вуз (а ВШЭ изначально была вузом Минэкономики) всей системе образования не указ. Но тут произошло нечто неожиданное: Кузьминов во многом изменил и поведение, и отчасти позиции. В результате сообщество ректоров стало серьезно относиться к предлагаемым новациям, Ярослава Ивановича стали часто приглашать в Российский союз ректоров, российские вузы стали не только заимствовать кое-что из предлагаемого, но даже работать с ГУ - ВШЭ по совместным программам. Работа Ярослава Кузьминова в Общественной палате вовсе сделала многие его позиции популярными в педагогическом сообществе. Теперь при изменении статуса университета Кузьминову предстоит решать сложную задачу: на практике, на себе показать, что все предлагаемое им реально и принесет существенную пользу всей отечественной высшей школе. Например, по части АУ.

Остались ли у ВШЭ и ее ректора завистники и недоброжелатели? Сколько угодно. Опрашивая ректоров, я многократно слышала: «Ему все можно!» В ответ можно сказать и другое: «Ему все нужно!» В самом деле, никто не может отрицать, что умница Кузьминов - весьма неравнодушный, энергичный человек, которому небезразлична судьба отечественной высшей школы. За 16 лет ВШЭ сделала то, что иным и за 160 не добиться: вышла в ведущие вузы страны и стала, по существу, вузом почти мирового уровня. В этом смысле можно согласиться: Кузьминов многое может. Кстати, ВШЭ вполне могла продолжать быть вузом МЭРТа, а его ректор по-родственному решать многие проблемы, но оказался человеком с принципами.

Для вуза изменение статуса хорошо, но вот у Министерства образования и науки РФ теперь будет весьма сложное положение. У флагмана отрасли мало настоящих профессионалов, которые по его заказу могли бы давать экспертные заключения, прогнозировать развитие. Таким образом, может оказаться, что Кузьминов, с легкостью привлекающий в эксперты высококлассных профессионалов и теоретиков, и практиков, находясь под рукой у Правительства РФ, может занять место главного вершителя судеб образования. Но, в случае чего, и к ответу за все происходящее в образовании привлекут ВШЭ. Впрочем, бояться вузу не стоит: он ведь отныне автономный, а значит, вполне самостоятельный.