• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Штабная карта

Новое время \ The New Times. 20 апреля 2009

Главные экспертные силы, работающие на президента, это Институт современного развития (ИНСОР), Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) и Российская экономическая школа (РЭШ).

В последнее время Кремль и Белый дом все чаще расходятся в оценках экономической ситуации в стране и мерах, которые необходимо предпринять. Они по-разному смотрят на то, достигла ли экономика дна, ждет ли нас новая волна банковского кризиса и следует ли снижать НДС. За разницей позиций стоят противоречия экспертных команд. Кто из экспертов на кого работает — разбирался The New Times

Последнее лобовое столкновение взглядов помощника президента Аркадия Дворковича и министра финансов Алексея Кудрина случилось на Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей 16 апреля. Первый заявил о возможности снизить НДС с 2011 года с целью облегчить положение бизнеса. Второй категорически возразил, сославшись на опасность пробить дыру и без того в дефицитном бюджете. Год назад споры об НДС уже вовсю велись, причем активное участие в них принимали эксперты с обеих сторон. Аналитики Института экономики переходного периода (ИЭПП) во главе с Егором Гайдаром публично поддерживали тогда минфиновскую линию, а специалисты из Высшей школы экономики столь же активно помогали Дворковичу и Министерству экономического развития отстаивать позицию, что необходимо облегчить налоговое бремя ради модернизационного рывка. Сейчас, когда дискуссия вспыхнула с новой силой, эксперты обновляют свои аргументы с учетом кризиса.

Советники президента

Главные экспертные силы, работающие на президента, это Институт современного развития (ИНСОР), Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) и Российская экономическая школа (РЭШ). Проведя совещание с экспертами в ИНСОРе 14 апреля (см. подробнее на стр. 20), президент наглядно продемонстрировал, что считает этот институт своим аналитическим штабом. Председатель правления ИНСОРа Игорь Юргенс утверждает, что возглавляемая им структура активно участвовала в разработке российско-американской повестки дня в преддверии встречи Медведев — Обама. Кроме того, эксперты Института регулярно готовят записки "наверх", касающиеся рынка труда, что, собственно, и предопределило тематику встречи, состоявшейся 14 апреля.

"ИНСОР разрабатывает либерально-модернизационную доктрину, — сказал The New Times пожелавший сохранить анонимность эксперт, представляющий "конкурирующую" структуру. — Президент использует ее тезисы, когда произносит речи, а в реальности она не работает. В результате ИНСОР выглядит этаким бюро добрых намерений".

Иначе видит ситуацию советник ИНСОРа Никита Масленников: "Нам изначально отводилась роль "адвокатов дьявола": в своих аналитических материалах мы должны говорить вещи, неприятные для ушей и глаз начальства. Поэтому мы уже успели "обрасти" недоброжелателями".

Другой аналитический центр — Высшая школа экономики — давно уже сотрудничает с помощником президента по экономике Аркадием Дворковичем. При этом специалисты ГУ-ВШЭ активно взаимодействуют и с Министерством экономического развития, что вполне объяснимо: ректор Ярослав Кузьминов — супруг нынешнего главы МЭР Эльвиры Набиуллиной. При этом Набиуллина часто вступает в жаркие дискуссии с Дворковичем, а последний, как утверждают, весьма ревниво относится к инициативам ИНСОРа. Впрочем, это классика жанра: на административном рынке друзей не бывает — каждый борется за увеличение своего аппаратного веса, что в России традиционно определяется близостью к уху первого лица.

Оппоненты Дворковича недавно одержали важную аппаратную победу: руководителем экспертного управления президента после многомесячных поисков был назначен протеже Алексея Кудрина Илья Ломакин-Румянцев, за плечами которого — опыт работы в Минфине. Сам Дворкович, как утверждают источники The New Times, узнал о назначении, когда его попросили забрать свои вещи из кабинета главы управления, который он занимал еще год назад.

В последнее время на экспертном рынке весьма выросли акции Российской экономической школы, специалисты которой лучше других (по мнению ряда собеседников The New Times) способны анализировать мировой экономический опыт. А идеи ректора РЭШ Сергея Гуриева*, (1) ((1) Ректору РЭШ одному из первых предложили занять кресло руководителя экспертного управления Кремля, но он от госслужбы отказался.) как говорят люди из его окружения, можно увидеть в речах Дмитрия Медведева. В частности, это относится к его резонансным выступлениям — тогда еще в ранге кандидата в президенты — в Давосе ("Свобода лучше, чем несвобода") и в Красноярске ("четыре И"). РЭШ — один из основных консультантов помощника президента Аркадия Дворковича, который сам когда-то окончил эту школу.

Периодически в президентские структуры поступают и экспертные разработки, подготовленные аналитиками инвестбанков, в частности, Евгением Гавриленковым ("Тройка Диалог") и Рубеном Аганбегяном ("Ренессанс Капитал"). Впрочем, бизнес-консультант Николай Коварский в разговоре с The New Times призвал аккуратно оценивать значимость всевозможных аналитических записок, которые подаются "наверх": "Дело ведь не столько в том, кто их пишет, сколько в том, кто их читает и читает ли вообще", — пояснил он.

Эксперты Белого дома

На правительство весьма активно работают Институт экономики переходного периода (ИЭПП) Егора Гайдара и Академия народного хозяйства (АНХ) — структуры во многом "родственные". АНХ является одним из учредителей ИЭПП, а ректор академии Владимир May долгое время был правой рукой Егора Гайдара. Знатоки экспертной кухни замечают, что, несмотря на идейную близость позиций аналитиков из Высшей школы экономики, с одной стороны, и ИЭПП-АНХ — с другой, между этими структурами частенько проскакивает искра. Примером тому, в частности, является и дискуссия об НДС. Если говорить о различиях в более широком плане, то, как отмечают собеседники The New Times, президентские эксперты настаивают на реформаторских шагах в экономике, направленных на запуск механизмов ее модернизации. А Гайдар и May более остального опасаются неконтролируемого роста бюджетного дефицита: катастрофу 1998 года оба переживали весьма остро и не хотят ее повторения. Именно поэтому они поддерживают главу Минфина Алексея Кудрина в его нежелании снижать или отменять налог на добавленную стоимость: чем тогда будем наполнять бюджет? — спрашивают они.

Поскольку правительство — структура весьма разветвленная, на его подразделения и ведомства работает достаточно много аналитических команд. В частности, Экономическая экспертная группа, возглавляемая Евсеем Гурвичем. В свое время она создавалась при Минфине и до сих пор активно взаимодействует с этим ведомством.

Вместе против кризиса

Консолидации разрозненных экспертных групп поспособствовал кризис. Общей площадкой стал Экспертный совет при Комиссии по повышению устойчивости развития экономики РФ, возглавляемой первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Совет этот включает в себя без малого 8 десятков специалистов — практически всех "звезд" экспертного экономического сообщества. Его председателем стал Владимир May, а его правой рукой — Ксения Юдаева, главный экономист Сбербанка.

Как говорят, во многом благодаря усилиям этого Экспертного совета увидел свет концептуальный правительственный документ — недавно утвержденная антикризисная программа. "К ней можно относиться по-разному, — сказал The New Times Николай Коварский, — но в заслугу May можно поставить то, что все значимые антикризисные идеи, рожденные в экспертном сообществе, были донесены до руководства страны".

Эксперты собираются со средней периодичностью раз в две недели в академии Владимира May или в институте Егора Гайдара: иногда приходят 30 человек, иногда 70. По словам Кирилла Рогова, сотрудника ИЭПП, совет обсуждает проблемы, определенные как повесткой дня правительственной комиссии, так и тем, что сами эксперты считают важным. Например, вопросы ипотеки и жилищного строительства, рекапитализации банков, преодоления спада в промышленности. По результатам обсуждения основной докладчик — специалист по конкретной теме (иногда вместе с несколькими коллегами по совету) готовит в письменном виде рекомендации для комиссии Шувалова, окончательную редакцию которых осуществляют May и Юдаева.

Николай Коварский считает: несмотря на то что Экспертный совет во главе с May не структурирован в отдельный институт, фактически в условиях кризиса он для правительства играет ту же роль, что и ИНСОР для президента, — главного экономического штаба. Разве что Экспертный совет более "заточен" на конкретные злободневные вопросы.

Два крыла премьера

Не секрет, что в правительстве есть силы, склонные к "ручному управлению экономикой", знаменем которых является другой первый вице-премьер — Игорь Сечин. Говорят, что на обсуждение вопросов, которые он курирует (промышленность и энергетика), Сечин всегда приходит готовый и с четко сформулированной позицией. Помогает ему сформулировать позицию Александр Мишарин, бывший замминистра транспорта, а ныне — директор департамента промышленности и инфраструктуры аппарата правительства РФ. А вот на какие экспертные группы он опирается, собеседники The New Times точно не знают. Одни из них кивают на экономистов и публицистов, собранных под эгидой форума "Стратегия 2020" (Валерий Фадеев, Михаил Леонтьев, Михаил Юрьев, Михаил Хазин), другие намекают на "аналитиков в погонах", которые обладают большим объемом информации, но сами, по понятным причинам, нигде не светятся. Наиболее решительно высказался по этому поводу Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ: "Тем, кто проводит политику ручного управления, аналитики не нужны".

Другие собеседники The New Times полагают, что противоречия между двумя первыми вице-премьерами сильно преувеличены. "Это два крыла, которые тем не менее принадлежат одному "телу" — Владимиру Путину, — считает один из собеседников The New Times. — Для Шувалова во многом характерен тот же дирижистский подход, который другой Игорь Иванович (Сечин) реализовал в решении направить в банки прокуроров". Различие, утверждает собеседник, скорее в мере и формах дирижизма, чем в принципиальных подходах.

Кирилл Рогов видит главную проблему экспертного сообщества в том, что идеи поступают не на политический рынок (то есть различным партиям, которые конкурируют в политической борьбе), а на бюрократический. Что сильно сужает поле влияния этих идей, а часть из них и вовсе остается невостребованной. "Фактически взаимодействие властей и экспертов сейчас строится по принципу: мы сами знаем, что делать, а от вас требуется лишь подтвердить нашу правоту и предупредить об опасностях и возможных негативных последствиях наших решений", — говорит Рогов.


*Сергей Гуриев включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.