• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не ставьте преподавателя в угол

Парламентская газета. 2004. № 123. 7 июля

О конкурентоспособном на мировом рынке труда высшем образовании, о роли преподавателя размышляет директор Международного института экономики и финансов Государственного университета - Высшей школы экономики Сергей Яковлев

О конкурентоспособном на мировом рынке труда высшем образовании, о роли преподавателя размышляет директор Международного института экономики и финансов Государственного университета - Высшей школы экономики Сергей Яковлев

- Идет пора зачисления в вузы, когда молодые люди выбирают, по сути, свой жизненный путь. Что их сегодня интересует, о чем спрашивают вас абитуриенты?
- Выпускники хотят получить не просто хорошее высшее образование, а конкурентоспособное, которое ценилось бы в XXI веке не только в России, но и за рубежом. Решившие посвятить себя естественным наукам и инженерному делу выбирают, как правило, среди российских вузов: многие и поныне ценятся во всем мире. Те, кто ориентируется на экономику и финансы, взвешивают "за" и "против" учебы в стране и за рубежом. Объяснением последнего служит то, что российские финансово-экономические вузы не стали еще законодателями моды в мире, в то время как экономика страны постепенно, но неуклонно все в большей мере интегрируется в мировую.
Например, поэтому большая доля претендующих на обучение в Великобритании за счет различных стипендий хотели бы учиться в сфере финансов, экономики, менеджмента. Однако учеба за рубежом сама по себе наряду с плюсами (особенно на постдипломном магистерском уровне) может иметь и явные минусы и ограничения: финансовые, социальные (трудности адаптации и реадаптации при возвращении в страну), вынужденная оторванность от российских реалий и т.д. Именно поэтому появились (прежде всего в области экономики и менеджмента) и пользуются большим спросом программы двух дипломов, которые служат своего рода альтернативой обучения за рубежом.
Одну из таких программ - российско-британскую - уже в течение 7 лет реализует Международной институт экономики и финансов Государственного университета - Высшей школы экономики (МИЭФ ГУ-ВШЭ).
Кроме того, многих интересует возможность получения у себя на родине образования не хуже европейского, по программе "двойных дипломов" - российского и британского, которое было бы документально подтверждено дипломом известного зарубежного вуза наряду с российским. Особенность заключается в том, что наша программа является единственной в России на уровне бакалавра. По окончании обучения ребята получают два диплома бакалавра экономики: российский (ГУ-ВШЭ) и Лондонского университета. Причем полноценные дипломы, а не какие-то сертификаты. В этом году число наших выпускников с двумя дипломами за все время достигнет примерно 100 человек, а всего у нас учатся 260 студентов, и конкурс растет год от года, несмотря на высокие академические требования и платное обучение.
Но дело даже не в бумагах, а в содержательной стороне обучения. Синтез российской и британской образовательных культур создает уникальные возможности обучения, которые в конечном итоге превращаются в конкурентные преимущества наших выпускников. А под уникальными возможностями МИЭФ я имею в виду следующие. Во-первых, программы обучения рассчитаны на всех студентов, а не на "горстку лучших". В подобных программах "двойного подчинения" получают два диплома, как правило, примерно 15-20 процентов от общего числа студентов, а у нас все те, кто оканчивает программу, получают два диплома. Во-вторых, благодаря учебному плану ребята заносят в свой учебный багаж все лучшее и интересное, что есть в российской и британской системах высшего финансово-экономического образования.
Третье преимущество - программа двуязычная, все обучение и дипломы даются на двух языках. А значит, человек не ограничен "языковыми" рамками - где работать, в какой компании и стране, профессиональная мобильность и востребованность его выше. И, наконец, последнее: высококвалифицированный, конкурентоспособный международный состав преподавателей, которые создают редкую возможность для студентов, знакомя их с экономической культурой Западной Европы и России из первых рук.
- Можно ли, по вашему мнению, гармонично соединить методики обучения - английские и русские?
- Многодисциплинарные знания, которые традиционно дает российская система обучения, - это наша образовательная традиция, интеллектуальный резерв, но в то же время и наша проблема. Ведь наиболее актуальная на сегодня задача - преодолеть сохраняющийся разрыв, прежде всего в узкопрофессиональной области экономических знаний, чтобы готовить компетентного экономиста - аналитика и менеджера, а не энциклопедиста на все случаи жизни. Именно на узкопрофессиональные знания ориентирована британская система образования. И большинство государств, добившихся наибольших успехов в экономическом развитии во второй половине XX века, опирались именно на прагматичную англо-саксонскую модель экономического образования.
Наши методики отражают сплав образовательных культур Великобритании и России. Мы постарались соединить лучшие черты обеих систем образования: широту и фундаментальность знаний традиционного российского университетского образования и глубину профессиональной подготовки экономистов в ведущих английских университетах. Два примера: наши студенты изучают в полном объеме блоки социально-гуманитарных предметов, чего требует российский стандарт, и одновременно глубже, чем по обычной бакалаврской российской программе, - базовые дисциплины профессии: экономическую теорию, эконометрику, статистику, прикладные экономические и финансовые дисциплины. В соответствии с лучшими британскими традициями проведение экзаменов в институте наряду с российскими преподавателями осуществляется группой независимых внешних экзаменаторов из Лондонского университета. В Институте это создает особую атмосферу подлинного равенства - студентов перед оценкой успешности овладения профессией внешним экзаменатором. Известные в своей профессиональной области профессора Лондонской школы экономики и политических наук (ЛШЭ), которые не обучали экзаменующихся, проводят так называемый внешний экзамен. Все нам известные "обходные пути" при такой системе проверки знаний не срабатывают. Каждый студент экзаменуется по всем международным стандартам, и тем более заслуженными становятся полученные ими оценки.
- Сразу "русский" вопрос: "А судьи кто?" Каков преподавательский состав российско-британского Международного института экономики и финансов?
- Преподавательский состав формируется по международным жестким процедурам: через интервью прошли более 250 претендентов на преподавание в МИЭФ и приняты были не все. Регулярно приезжают преподаватели из ЛШЭ. Но российские педагоги составляют абсолютное большинство, это постоянное ядро нашего преподавательского состава (больше 70 процентов - это преподаватели ГУ-ВШЭ; есть также преподаватели из РЭШ, МГУ, бизнес-структур и международных организаций). Наши преподаватели хорошо знают не только теорию экономической науки, но и практику, потребности нашей экономики. Их знания трансформируются в практические задачи для студентов, что меняет сам характер российского классического образования.
- А сегодняшние студенты это в состоянии оценить? Каков он, российский абитуриент 2004 года?
- Самое любопытное и отрадное наблюдение, что к нам стали приезжать выпускники школ из разных регионов с хорошими знаниями и со средствами. Это явный признак того, что в регионах оживляется экономическая жизнь, появляются деньги, которые люди готовы инвестировать в образование. Даже с приличным уровнем знаний выпускники готовы платить деньги (от 2500 долларов до 7500 долларов в год в зависимости от успехов в обучении), чтобы получить качественное образование. Вариант учиться хоть бы в каком, но в вузе, уже перестает быть привлекательным.
Число абитуриентов в прошлом году возросло как раз за счет возросшего спроса регионов. Поступают в том числе и по результатам Единого государственного экзамена (в то время как начальники и политики обсуждают его целесообразность). Сегодня у нас успешно учатся 18 человек, поступивших по линии ЕГЭ, в том числе из таких отдаленных регионов, как Якутия.
Во-вторых, очень четко прорисовывается возрастающий в регионах интерес получить юридически, документально подтвержденное образование международного уровня. Звонят к нам в институт победители областных и всесоюзных олимпиад, узнают о возможности обучения самые способные и талантливые школьники. Для наиболее одаренных абитуриентов, победителей всероссийских олимпиад предоставляется возможность обучаться в МИЭФ бесплатно. И ребят это привлекает.
В-третьих, чисто психологическое наблюдение: нынешние выпускники становятся все более мобильными и раскованными. Не боятся, как когда-то, покидать свои родные места, приезжают в Москву, а иногда присылают по системе ЕГЭ документы из Сибири, Дальнего Востока. Кроме того, некоторые переводятся к нам из зарубежных вузов, поучившись и пожив в других странах. Эта тенденция возрастает, несмотря на то, что процесс переводов из иностранных вузов до сих пор не урегулирован нормативными документами и требует дополнительных действий. Но ведь интересен сам факт: поступили за рубежом в учебное заведение, увидели кроме всех плюсов и минусы и готовы перевестись в московский вуз, где есть программа двойных дипломов.
Выпускники 2004 года стали более профессиональными и свободными в своем выборе высшего учебного заведения. А с точки зрения их академической подготовки могу сказать, что ее качественный уровень в МИЭФ растет ежегодно как по причине того, что в институт идут все более лучшие, так и в целом растет уровень подготовки в школах.
- По вашему мнению, под каким, условно говоря, лозунгом пройдет следующий 2004/2005 учебный год в России?
- Для выпускников, как всегда, год будет решающим и определяющим. Они выберут свой старт в жизни - профессиональный и личностный. А если говорить в масштабах всей страны, то актуальной, с моей точки зрения, должна стать задача по повышению материального благосостояния и профессионального уровня, квалификации преподавателей вузов и учителей средних школ, оценки их роли обществом. Социальный портрет учителя и преподавателя должен кардинально измениться, должна быть восстановлена его социальная значимость. Наши лучшие традиции в обучении проявят себя и в дальнейшем, лишь бы мы не "загнали в угол" их носителей - российских преподавателей. Надо Четко осознавать, что главная фигура в системе образования - это учитель и преподаватель, и только благодаря их усилиям конкурентоспособность нашего образования может увеличиваться. А спрос на образование, конкурентоспособное по самым высоким мировым меркам, будет расти и дальше.