• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Жертвы пиара

Карьера. 2005. № 4. 8 апреля

...Итак, в глобальном смысле образовываться надо. По вопросу, где именно, у работодателей единого мнения нет. По-прежнему котируются дипломы МГУ, МГИМО, ВШЭ, ГУУ, РГГУ - учебных заведений, дающих солидную базовую подготовку...

Профессия пиарщика овеяна ореолом тайн и загадок. На свет российских РR-звезд ежегодно слетаются сотни беззаботных мотыльков, едва окинувших школьную скамью. Что ждет их в вузе и за его пределами?

Говорим - успешный пиарщик, процветающий владелец известного РR-агентства или звезда корпоративных "общественных связей". Подразумеваем - Минтусов, Писарский, Гнатюк, Трапезников etc. И пять лет назад расстановка сил на рынке была примерно такой же: человек сорок пиарщиков второго эшелона плюс десяток монстров, чей путь в бизнес начался в далеких 90-х. Налицо явная нехватка новых лиц. И не специалистов по связям с общественностью как таковых, а адекватных людей, способных помочь выстроить эффективный бизнес.
Однако фразочка "какой бизнес - такой и пиар" по-прежнему справедлива. Бытие определяет сознание, сознание определяет бытие, и в этом замкнутом круге бьются, обслуживая замшелые интересы "бизнес-пацанов" (пресс-релизик, матерьяльчик, размещеньице), пиарщики а-ля рюс. Высший пилотаж - вовремя и грамотно "снимать" материалы - не допускать появления уже написанных статей, которые порочат бизнес-достоинство работодателя. Упоминания в прессе - это вообще краеугольный камень отечественных РR-кампаний. Подготовить "релизик", загнать "журналюг" на "прессуху", подсчитать упоминания о мероприятии и клиенте - путь минимального сопротивления. При минимальном же КПД. Правда, то, что КПД предельно низкий, понимают единицы.
Джек Уэлш, глава General Electric, которого неоднократно признавали самым успешным руководителем в мире, выстраивал свою безупречную репутацию годами, по кирпичику. А у нас вместо выработки единой стратегии - нанесение точечных ударов, работа скорее на узнаваемость, чем на имидж и репутацию (для многих это вообще одно и то же).
Однако продвинутое бизнес-сообщество начинает понимать:
пресс-упоминания и РR-поддержка в целом - не цель, а средство. Это инструмент, который сопровождает определенные действия, помогает реализовывать некие цели. Пиар умер, да здравствует пиар! Компании нуждаются не только в грамотных презентациях, но и в развитии бизнеса через систему управления коммуникациями. До них постепенно доходит: умный пиар - это просчитанный пиар. И на смену размещению материалов за деньги рано или поздно придет репутационный менеджмент и менеджмент разрушения репутации - более серьезная стадия отношений с общественностью.

Образовательные парадоксы
Сегодня критиковать РR-образование и подвергать сомнению возможность построения сногсшибательной карьеры в этой сфере - хороший тон. Однако скепсис специалистов резко контрастирует с несметным количеством абитуриентов. Минувшим летом конкурс на "связи с общественностью" достигал 20 человек на место (подобным спросом пользовались разве что клиническая психология и журналистика). Вчерашний школьник вряд ли задумывается о проблемах адаптации и интеграции высоких коммуникационных технологий в российские реалии. Выбирая профессию РR-менеджера, он слепо повинуется "зову природы", делая ставку на то, что принесло успех другим, и поступая в соответствии с настроениями большинства. По расхожему представлению, пиарщик - творческий, креативный специалист, имеющий множество связей с влиятельными людьми и, конечно, зарабатывающий крутые деньги. Вот что говорит Маша, студентка первого курса факультета PR Государственного университета управления (ГУУ): "Пиар - очень творческая область, можно постоянно развиваться. Хорошо, что нет определенных рамок - ты можешь работать в политике, рекламе, медицине, социологии. Я человек непостоянный, мне нужно разнообразие - я выбрала пиар именно поэтому".
Итак, будущие пиарщики, по сути, оказываются жертвой пиара. Посмотрев на шквал поданных заявлений, декан одного московского вуза пошутил: "М-да... Мы перепиарили сам пиар". На Западе история РR-образования насчитывает более 70 лет (в США вузовская подготовка пиарщиков ведется с 1923 года). У нас - 10-12 лет. Повальное открытие РR-отделений в учебных заведениях началось в середине 90-х. Порой они носили весьма причудливые названия - "Психология манипулирования общественным сознанием", например. Профессора с кафедр журналистики, вооружившись тремя переводными книжками, учили детей быть властителями масс. С тех пор прошел десяток лет. Только государственных образовательных учреждений, выпускающих специалистов по связям с общественностью, более сотни. О коммерческих "университетах" и "академиях", созданных часто на базе техникумов и укомплектованных бывшими преподавателями научного коммунизма, и говорить нечего: им несть числа.
Целью каждого из них является подготовка квалифицированного профессионала. Квалификация - в том числе по междисциплинарной специальности, какой считается PR, - подразумевает наличие определенного набора знаний, умений и навыков. Весь этот набор должен соответствовать стандартам, разработанным Минобразования РФ, а они, в свою очередь, - отвечать требованиям рынка. Знания. Фундаментальность и широта всегда являлись гордостью советского/российского образования. Что иллюстрирует набор дисциплин, утвержденный Госстандартом для специальности "связи с общественностью": все общеобразовательные, отнесенные к разряду основных (от высшей математики до гражданской обороны), и дополнительные (менеджмент, коммуникационные дисциплины, основы журналистики).
Умения. Овладение ими зависит не только от собственных качеств студента, но и от профиля института, при котором создана РR-кафедра. "Архитектура" последней неизбежно определяет содержание приобретаемых студентами умений. Где-то готовят пиарщиков с явно журналистским уклоном (специализация - написание статей и пресс-релизов), где-то - с социологическим (методологические опросы, исследования). И конечно, "умелость" зависит от качества преподавательского состава, наличия преподавателей-практиков, которых, как правило, очень немного. Рассказывает генеральный директор РR-агентства Insiders Юлия Стоногина: "К нам периодически обращаются преподаватели из уважаемых учебных заведений, просят ответить на вопросы или заполнить анкеты. Вникая в суть этих вопросов и анкет, я понимаю, что фактически нас просят наполнить учебный план. Еще один существенный минус РR-образования - отсутствие учебно-методических пособий. Хорошую теорию всегда создают пенсионеры-отставники. Но в России еще нет поколения, которое, достойно отработав, вышло бы на заслуженный отдых и село у камина писать теорию российского пиара". Кроме того, привлеченные лекторы-практики зачастую не обладают нужными преподавательскими навыками, способностью перевести свой опыт на язык, понятный студенческой аудитории. Есть и другое любопытное мнение. Считается, что отечественный пиар изначально "специализировался" на информационных войнах и технологиях передачи негатива. Русским профессионалам нечего написать в книгах: их опыт в известном смысле - строжайшая тайна. В результате львиную долю материалов составляет западная литература и методики. Отечественных мало, они часто клонируют переводные издания.
Практические навыки. Это самая проблемная и болезненная область российского РR-образования. Образовательный стандарт подразумевает получение навыков в ходе практики. Но, во-первых, ее продолжительность не может обеспечить получение и закрепление навыков. Во-вторых, большинство студентов вынуждены самостоятельно искать место ее прохождения. Обретение навыков возможно лишь при совмещении учебы с работой по специальности.

Поколение next
Кто же он, наивный, преисполненный надежд студент-пиарщик? В качестве эксперимента мы провели круглый стол с учащимися второго курса факультета связей с общественностью Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). На встречу приехали одни девочки. Мальчиков велели не ждать: в группе из сорока человек только семь представителей сильного пола. Беседу начали с яркого впечатления: в начале семестра ввели предмет "актерское мастерство". На первом же занятии будущих пиарщиков обязали прочесть К. Станиславского, М. Кнебель и М. Чехова, освоить дыхательную гимнастику Стрельниковой, а также написать сказку, где каждое слово начиналось бы на одну и ту же букву. Вопрос о целесообразности данной дисциплины сомнений не породил: "Упор будет делаться на сценическую речь. Наверное, нас научат работать со словом и звуком. Ведь мы должны хорошо говорить и четко излагать свои мысли".
Прочие спецпредметы этого года: теория и практика PR, маркетинговые исследования в PR, стилистика и литературное редактирование, коммуникативная история России, социальная психология, логика. По словам наших юных собеседниц, среди преподавателей имеется только один практикующий специалист. Учебники и рекомендуемая литература - в основном зарубежные. Русские авторы крайне малочисленны. Никого, кроме Г.Г. Почепцова, удостоенного радостных и восторженных отзывов, студентки не припомнили. (Кстати, о Почепцове, украинском, между прочим, политологе, - в советское время он писал сказки. И свободную Россию воспринял как поле потребления РR-литературы. Неудивительно, что в реальных РR-кампаниях Почепцов замечен не был - хоть и наваял более 30 книг и пособий по public relations.)
Наши собеседницы порадовали рассказом о самых увлекательных событиях текущего учебного года. Во-первых, из Франции приезжал директор завода "Мишлен". Рассказывал об истории и политике компании, о внутрикорпоративной этике, отношении к подчиненным и найме на работу. Во-вторых, весьма занимательный экзамен прошел в Третьяковской галерее: нужно было выбрать и проанализировать любую картину русского художника. В-третьих, состоялась презентация на тему "Внешняя деятельность РR-специалиста", похожая на спектакль, с расписыванием ролей и демонстрацией слайдов. В-четвертых, курс коммуникативной истории завершился любопытной экзаменационной работой - анализом сообщества. В качестве такового нужно было рассмотреть, например, "клуб" бабушек, сидящих у подъезда: определить признаки данной коммуникативной группы, сленг, найти отличия от других сообществ и т.д.
Через полтора года (после третьего курса) им предстоит выбрать специализацию: политика, бизнес или шоу-бизнес. Последний не особенно популярен. Старшие товарищи поговаривают, что в шоу-бизнесе слишком много грязи и мало денег. Интерес к политике тоже достаточно слаб. Легкомысленные на первый взгляд дети совершенно четко оценили отмену губернаторских выборов в России. Остается бизнес.
Догадываются ли нынешние студенты о том, что профессионалы очень скептически относятся к получаемому ими образованию? Студентка Соня: "Нас часто спрашивают: чем вы там занимаетесь пять лет - историю, наверное, учите? Многие думают, что пиарщики - это негодяи, которые засоряют обществу мозги. Но преподаватели учат нас опираться на европейскую модель, на стратегию доверия".
Устраиваться на работу второкурсникам рано. Педагоги не приветствуют "разброс усилий". Но есть практика. И право выбора: искать место ее прохождения самостоятельно или воспользоваться официальным направлением через университет. Во втором случае наиболее успешных студентов могут отправить даже в Совет Федерации РФ.

Теория vs практика
Соответствует ли РR-образование требованиям рынка труда? Рассказывает Ольга, студентка пятого курса факультета PR ГУУ: "Когда поступала, толком не понимала, чему нас будут учить. Но надежды были самые радужные: веселая студенческая жизнь, новые знакомства, интересные лекции, позже - увлекательная работа и много-много денег... После третьего курса стало понятно, что учат нас абсолютно нежизненным вещам, много ненужных курсов "для галочки". Как применить полученные знания на практике - не понятно до сих пор. Сейчас я работаю в компании отца, не по специальности, конечно. И вообще сомневаюсь, что буду работать по своей профессии, хотя многие с нашего потока устроились и довольны. Только зарплаты у них пока невысокие".
Соотношение спроса и предложения показывает, что в сегменте рынка с окладом $300-500, на который может реально претендовать выпускник РR-отделения (такими зарплатами довольствуются, согласно опросам, около 80% занятых в этом секторе), существует достаточно высокая конкуренция.
Среди кандидатов на вакансии в РR-сфере - не только получившие диплом специалиста по связям с общественностью, но и "смежники": журналисты, социологи, рекламисты, филологи, а также люди, не имеющие специального образования. По мнению Татьяны Ананьевой, директора департамента маркетинга кадровой компании "АГЕНТСТВО КОНТАКТ", "для большинства работодателей наличие у кандидата профильного диплома скорее желательно, чем необходимо. Наилучший вариант - это РR-образование в качестве дополнительного, например второго высшего". У Алексея Комарова, генерального директора кадрового агентства Avenue, своя точка зрения: "Последние два-три года работодатели все чаще требуют от кандидата, претендующего на значимую должность, наличия профильного образования".
Истина, как всегда, находится посередине. И глаголет устами руководителей РR-агентств. Опрошенные нами эксперты сошлись во мнении: современное РR-образование не отвечает требованиям рынка. "Более того, оно им противоречит, - утверждает Борис Фирсов, старший партнер агентства "Михайлов и партнеры". - Сегодня востребованы и необходимы общеуправленческие навыки, а также специализированные знания в области финансовых, корпоративных, маркетинговых, внутрикорпоративных коммуникаций. Очень нужны люди, которые могут и умеют управлять, оценивать и решать бизнес-задачи, координировать работу разнопрофильных специалистов. Однако в современном образовании наблюдается совсем иная ситуация: или оно очень "теоретизировано", или студентам дают исключительно инструментарий, азбучные истины. Все управленческие навыки, системные знания об организации бизнеса остаются за пределами образовательных программ. Люди выходят из вузов с багажом абсолютно бессмысленных и малоприменимых на практике знаний. Именно поэтому наша компания отдает предпочтение специалистам с качественным техническим или экономическим образованием, а также тем, кто имеет управленческий опыт, причем необязательно в области коммуникаций. Специализированное РR-образование - это скорее минус, чем плюс. Не лучше дело обстоит и с краткосрочными программами: люди, привлеченные организаторами многочисленных курсов, галопом по Европам рассказывают истории о себе и своем опыте работы. Но что это дает слушателям? Гораздо интереснее было бы проводить совместные программы, где затрагивались бы одновременно и коммуникационная, и финансовая, и бизнес-тематика. Для хорошего РR-специалиста важен базовый менеджерский курс. Первые пару лет я бы вообще ничему другому не учил. Потом добавил бы профильные предметы, а последние два года отдал бы на специализацию".
И хотя не все работодатели столь категоричны, вывод очевиден: "пиарщики в чистом виде" им пока не нужны. Но кто им милее: гуманитарии или экономисты/управленцы? Борис Фирсов оказался в явном меньшинстве. Большая часть его коллег по-прежнему ратует за старое доброе гуманитарное образование. Александр Чумиков, генеральный директор "Международного пресс-клуба", уверен: "Конечно, хороший гуманитарный базис (психология, социология, журналистика, философия) необходим, от образования зависит будущая специализация. В целом пиарщик - не технический специалист и не экономист, хотя экономическое образование - безусловный плюс". Вартан Саркисов, генеральный директор агентства "ИМА-КОНСАЛТИНГ": "У меня самого экономическое и инженерное образование. Но в компании 80% сотрудников - гуманитарии, из них 60% - выпускники МГУ (политологи, социологи, историки, психологи). В России, наверное, нет ни одного человека, который всю жизнь работал бы пиарщиком. Да и само это понятие стало весьма абстрактным. У нас есть огромный департамент исследований и аналитики, где работают настоящие ученые, кандидаты наук. Вряд ли они являются пиарщиками и по содержанию, и по форме". Юлия Стоногина тоже голосует за "вечные ценности": "Тенденция к специализации связана с развитием рынков. Рынок развивается - она углубляется, сотрудники сосредоточиваются на небольших участках работы. Но это не умаляет достоинств базового гуманитарного образования. Выпускник, получив место в РR-агентстве, может уже в процессе работы переориентироваться на то или другое направление, будь то events, работа с прессой, инициирование комментариев, пресс-релизы или медиа-планирование". Наталья Мандрова, президент центра коммуникативных технологий "РRопаганда", отмечает: "Сегодняшние выпускники различных факультетов и отделений по связям с общественностью имеют недостаточную общегуманитарную подготовку. При поголовном увлечении иностранными языками их слабым местом является плохое знание русского и неумение грамотно писать. Я думаю, что вузам не стоит пренебрегать западным опытом преподавания, но нужно обязательно адаптировать программы, наполнять их российскими кейсами и реалиями, уделяя особое внимание традиционным академическим дисциплинам, таким как философия, история, искусствознание, русский язык".
Итак, в глобальном смысле образовываться надо. По вопросу, где именно, у работодателей единого мнения нет. По-прежнему котируются дипломы МГУ, МГИМО, ВШЭ, ГУУ, РГГУ - учебных заведений, дающих солидную базовую подготовку. Хорошим тоном считается защитить диссертацию к 27 годам. "И не абстрактную, в духе "Система оптимизации знаний учащихся", а конкретную, применимую на практике", - уточняет Светлана Колосова, генеральный директор агентства "Старая площадь".
Некоторые из наших собеседников осторожно высказали крамольную, казалось бы, мысль: можно и вообще без образования обойтись, если вы адекватны и в состоянии понять, чего от вас ждут. В результате перекрестного опроса экспертов мы выявили качества, которые работодатели считают жизненно необходимыми. Однако и здесь "в товарищах согласья нет". Наглость - основное, "по народному поверью", качество пиарщика, не была упомянута ни разу. Одним подавай креативное мышление и коммуникабельность, другим - абстрактный "интеллектуальный потенциал", третьим - техничность и знание двух-трех иностранных языков, четвертым - системное мышление, пятые уверяют, что главное - намерение сделать пиар образом жизни (любопытно, как это выглядит в реальности?), а остальное приложится.

Кризис выпускного возраста
Но в любом случае "прилагать" придется на практике. И начать хорошо бы еще во время учебы. Александр Чумиков уверяет: "Человеку, который проявил себя еще в университете, вписался в тусовку, легче подняться по карьерной лестнице". Многие агентства охотно берут студентов на практику (некоторые - на работу). Андрей Баранников, глава SPN Ogilvy PR (экc-SPN Granat): "Это позволяет оценить профессиональные и личные качества будущего специалиста. Многие наши сотрудники начинали именно так: практика, затем участие в наших проектах в качестве волонтеров, и лишь потом - постоянная работа в компании".
Но - поменьше пафоса, господа студенты! Не надо объяснять практикам, что "нас учили по-другому". Светлана Колосова признается: "Я боюсь современных студентов. Ребята, выбравшие в качестве специализации политические технологии, не знают государственного устройства России! При этом они уверены, что могут все! В вузе их не учат думать (выучил-сдал-забыл), у них нет аналитических способностей. С мальчиками чуть легче - они хотя бы читают серьезную прессу. Девочки же "штудируют" Cosmo - это, конечно, неплохое издание, но ведь текст там начинается с шестидесятой страницы!" Мораль? Запросы и амбиции придется попридержать, будь вы хоть семи пядей во лбу. Даже самый талантливый выпускник требует "доводки".
Речь идет о широко распространенной практике наставничества. Первое время новичок работает в паре с опытным менеджером. Входит в курс дела и занимается в лучшем случае рассылками, подготовкой баз и справок, поиском и обобщением информации, а также выполняет мелкие бытовые поручения. Борис Фирсов: "Выпускники, которые к нам приходят, согласны на низкие должности и маленькие зарплаты. Они понимают, что им нужно учиться заново, и готовы к этому. А дальше все зависит от конкретного человека. Если у него есть системное видение проблемы, если он смотрит дальше непосредственного круга своих обязанностей, быстро обретает коммуникационные навыки - он растет, может стать менеджером небольшого проекта. Но проблема в том, что талантливых ребят очень много, а способных руководить комплексными проектами и координировать работу команды - единицы".
У Вартана Саркисова свое мнение по поводу нового поколения: "Я очень позитивно отношусь к молодежи. Наша компания охотно принимает выпускников и студентов. Сделать карьеру - реально. Если начинать с нуля, понадобится от трех до пяти лет. Мои замы работают по четыре года. Но этот срок - не аксиома, хорошие люди растут быстро".
Стандартная траектория роста включает следующие позиции: ассистент менеджера - менеджер проектов - руководитель проектов или группы менеджеров - директор. Чтобы перейти с одной позиции на другую, в среднем требуется 1, 5-2 года (при известном усердии и способностях).
По мнению Елены Гороховатской, руководителя направления "PR и реклама" компании Penny Lane Consulting, спрос на грамотных специалистов продолжает расти, увеличивается и размер окладов - в зависимости от уровня, на 15-30% в год.
Однако на нижней ступени эволюции (ассистент) зарплата минимальная, $600 - потолок. Начинающий менеджер зарабатывает от $600 до $1000, опытный - $1200-2300, руководители проектов "стоят" от $2500 до $4000, директора - $4000-8300. Но! Эти цифры актуальны для крупных агентств. В небольших фирмах они могут быть и вдвое, и втрое меньше. В основном доходы "средних действующих единиц" составляют $1300-2500, в этом сегменте трудится около 80% российских пиарщиков-наемников. Основной источник - бонусы.
Хотите зарабатывать больше? Рассказывает Вероника Моисеева, генеральный директор агентства "Имиджленд-ПР": "Зарплата $10000 рентабельна для компании или агентства лишь в том случае, если специалист решает действительно серьезные задачи или ведет миллионные контракты.Даже в США, стране с весьма высоким уровнем жизни, средняя зарплата в отрасли составляет менее $88 тыс. в год (и то речь идет о позиции от руководителя проекта до президента компании). Любопытно, что женщины получают почти в полтора раза меньше мужчин, зарплата в агентствах на 38% выше, чем в правительственных структурах, и на 10% выше, чем в компаниях".
Вывод прост - либо вы незаменимый сотрудник, приводящий заказчиков, реализующий проекты, приносящий огромную прибыль. Либо вы совладелец/владелец агентства. Несмотря на высокую конкуренцию, стать им вполне возможно. Главное - найти свою рыночную нишу, предложить уникальный продукт.
Парадоксально, но факт - эксперты отмечают ненасыщенность РR-рынка, практически в каждом агентстве есть одна-две открытые вакансии. Одновременно многие специалисты жалуются, что найти работу очень сложно. В чем причина? Максимальное предложение при минимальном спросе, переизбыток кадров, жесткая конкуренция наблюдаются в сегменте молодых специалистов без опыта. Спрос на менеджеров и руководителей небольших проектов, имеющих опыт работы, практически равен предложению. В группе руководителей сложных проектов и рабочих групп, директоров небольших агентств спрос превышает предложение, идет миграция менеджеров из одной компании в другую. Отдельная группа - директора и топ-менеджеры крупных агентств. Такие вакансии появились сравнительно недавно, и они не для новичков. Компенсационные пакеты вице-президентов, ответственных за управление всеми видами коммуникаций, и директоров ведущих агентств очень приличны (по мнению Наталии Мандровой, сегодня на рынке намного больше высокооплачиваемых топ-позиций - 100000-150000 у.е. в год, - чем принято считать). Но, констатирует Борис Фирсов, таких специалистов на рынке все равно не найти.
Итого - перспективы сделать карьеру есть, и не туманные. Но устроиться в приличное агентство непросто. У Виктории, выпускницы факультета PR ГУУ, печальная история: "Работу нашла сама после третьего курса: небольшое
РR-агентство, зарплата неплохая даже для начала, а после испытательного срока ее обещали поднять - в общем, я была счастлива. Подвох заключался в том, что на меня взвалили огромный объем самой разной работы, сидела целыми днями и ночами. А занималась ерундой, мои знания вообще не были нужны. Когда ушла оттуда, желания работать по специальности не возникало очень долго. Мы все были тогда такими наивными... Сейчас работаю в рекламе, ассистент менеджера, всем довольна".
К выбору первого места работы стоит подходить очень ответственно, дабы не получить негативный заряд на всю жизнь. В исконно российском агентстве не первой десятки платить будут меньше, зато обстановка демократичнее, большему научат. В западном - обязанности каждого сотрудника четко регламентированы, функции прописаны от и до, существует определенная культура работы, ведения переговоров, принятия решений.
Есть и еще один "момент выбора": регион или столица? Рассказывает Вартан Саркисов: " В течение последних пяти лет "на местах" появляется довольно большое количество квалифицированных специалистов. Равняться с Москвой они пока не могут, но их становится все больше. Происходит, так сказать, "взаимное опыление". Наша команда приезжает в регион на три-четыре месяца, привлекает "местных" для решения определенных задач. А поскольку во многие регионы мы возвращаемся (например, трижды "переизбирали" губернатора Сахалина), то наблюдаем любопытную ситуацию: люди "растут" на глазах, через три года наш бывший помощник - уже руководитель собственного агентства, поглядывающий на нас как на конкурентов. Если раньше специалистов вызывали из Москвы, то теперь все больше региональных компаний задействует местные ресурсы. Но одновременно многие продолжают прибегать к услугам москвичей, в том числе к нашим".
Поэтому молодой специалист, готовый год-другой поработать на проекте, например, в Саратове, поднабраться опыта, имеет шансы стать менеджером этого направления, а то и возглавить филиал компании (если, конечно, это была не разовая акция). Но опыт выживания в любом случае бесценный. В свою очередь, уроженец самого Саратова, получивший московское образование и опыт работы в московской компании, вполне может вернуться в родные пенаты и открыть собственное агентство. Пиарщики, особенно "политические", легки на подъем. Во время известных украинских событий в столицу самостийной рванула изрядная часть полит-бомонда. Рыба ищет где глубже, пиарщик - где деньги есть. Чтобы определить наиболее перспективные в карьерном и финансовом плане регионы, достаточно оценить их активность на политической или деловой арене. Словом, выпускники и молодые специалисты, будьте готовы к труду! Стандартного набора, скорее, секретарских навыков - таких как написание пресс-релизов, проведение презентаций и владение иностранным языком - сегодня недостаточно. Общительность, адекватность и хваткий ум больше не являются самоценностью. Тем, чья alma-mater называется МГУ, МГИМО etc, тем, у кого имеется некий "универсальный высокий интеллектуальный строй", легче вписаться в бизнес-будни. Гораздо сложнее тем, кто прошел подготовку в заведениях второго и третьего порядка. Но членами совета директоров и правлений назначают не по "дипломному" признаку. В агентстве (если это не однодневка) введут в курс дела, научат методам работы. От вас потребуется желание учиться и расти, расти и учиться, пахать с десяти утра и до окончания проекта.
А желание управлять полками и президентами, говорят, со временем проходит...