• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тест на благородство

Московские новости. 2005. № 24. 24 июня

Прошло уже довольно времени с момента вынесения приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. О политической, экономической и юридической стороне "дела", кажется, все высказались. Кто-то счел приговор воздаянием по заслугам, кто-то судебной расправой. Рассудит же по справедливости лишь Небо, и судьям придется ответить на вопрос, поставленный богодухновенным псалмопевцем: "Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?" (Пс. 57: 2).
Поэтому поговорим не о процессе, а о том, как общество и "элита" отреагировали на "дело МБХ".

Михаил Краснов, завкафедрой факультета права Высшей школы экономики, доктор юридических наук, вице-президент фонда "ИНДЕМ". В 1995 - 1998 гг. - помощник президента России

Прошло уже довольно времени с момента вынесения приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. О политической, экономической и юридической стороне "дела", кажется, все высказались. Кто-то счел приговор воздаянием по заслугам, кто-то судебной расправой. Рассудит же по справедливости лишь Небо, и судьям придется ответить на вопрос, поставленный богодухновенным псалмопевцем: "Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?" (Пс. 57: 2).
Поэтому поговорим не о процессе, а о том, как общество и "элита" отреагировали на "дело МБХ".
В нашей православной культуре есть понятие "Святая Русь", которое принято считать сугубо религиозным, даже фундаменталистским. На самом деле это формулировка нравственной общественной цели (скорее идеала). Смысл этого понятия не в самовольно присвоенном праве считаться народом-праведником, а в возложении на себя тяжелейшего бремени. Наш современник, весьма почитаемый старец, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) сказал еще в 1991 году: "События XX века показали, что мир стоит перед лицом гибели. Дай Господь нам всем мужество очнуться, чтобы понять, что заблудились люди во мраке обольщения. Вот тогда-то миру и понадобится неугасимая лампада - Святая Русь, ибо без нее не выбраться из трясины".
Какая прекрасная цель для страны - стать неугасимой лампадой! Не "конкурентоспособность" обеспечивать, не упираться рогом ради "удвоения ВВП", а служить миру образцом благородства, образцом милосердия, образцом человеколюбия. Цель эта возвышенна, надкультурна и надпартийна. Путь к ней не требует ни насилия над человеческим естеством, ни разделения на "своих" и "чужих", ни навязывания другим народам собственных принципов жизни. Но путь этот не может быть навязан. Он может быть избран лишь нами самими, нашей свободной волей.
"Не хотите ли и вы отойти?" (Ин. 6: 67) - перед таким категорическим нравственным выбором поставил Господь Иисус Христос своих самых близких учеников после того, как многие другие "отошли от Него и уже не ходили с Ним". Перед таким выбором стоим нынче и мы: верующие и неверующие, христиане и нехристиане. Наша элита кормит народ России пережеванным набором из "процветания, величия и могущества". А мы, завороженные этими словами, не особенно задумываемся над сутью. Вне моральной основы может статься, что о нас можно будет сказать известными пушкинскими словами: "Там царь Кащей над златом чахнет" - тоже ведь и богатый, и могущественный, и все его боятся, да только больно отвратительный...
Никто не говорит, что нужно "выращивать святых". "Русь, - по словам митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, - не потому "святая", что живут на ней сплошные праведники, а потому, что стремление к святости, к сердечной чистоте и духовному совершенству составляет главное содержание и оправдание ее существования...
Святая Русь есть место - понимаемое не узкогеографически, но духовно, - где совершается таинство домостроительства человеческого спасения. Такова ее промыслительная роль, и народ русский есть народ-богоносец в той мере, в которой он соответствует этому высокому призванию".
Вот об этой-то мере и речь. Чего больше оказалось в общественной реакции на "дело МБХ со товарищи" - злорадства и равнодушия или благородства и милосердия?
"Ну ты и сопоставил! - скажут мне. - Святая Русь и процесс над олигархом". Но тогда и вы ответьте: стремление к великому идеалу - это что, молельные комнаты в прокуратуре? или разговоры о том, какие мы духовные? или вояжи чиновников на Святую землю за Священным огнем? Если же так и воспринимается Святая Русь, то Господь скажет нам в свое время: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф. 7: 23). Ведь именно боль за человека, а не величие державы, не могущество племени пронизывает все Евангелия. Для Бога (и Спасителем это впервые ясно и четко было провозглашено) не существует толпы, массы, классов, племен, наций и проч. Бог, говоря современным языком, "не выбраковывает" ни грешника, ни атеиста, ни язычника, ни иноверца. Для Него нет "отсталых", "аутсайдеров", "люмпенов", "совсем пропащих" и т. п. Искать заблудившихся и радоваться их возвращению, а не выбрасывать их из жизни или добивать их - вот высшее благородство, проповедуемое Христом.
Благородство, в том числе великодушие к поверженному, умение прощать - едва ли не самая привлекательная черта натуры, будь то натура индивидуальная или народная. Как не вспомнить прекрасный обычай на Руси, когда на праздники множество людей устремлялись к тюрьмам и угощали узников гостинцами. И это поощрялось государством. А нынче. Попробуйте-ка подойти с узелком к "Матросской Тишине", "Лефортово" или к "Крестам"...
Но вернемся к общественной реакции. Не думал, что найдется такое большое число "старушек, подкидывающих хворост в костер для Яна Гуса". По данным ВЦИОМ, лишь 12% сочли приговор слишком суровым или вообще несправедливым. Зато 37% поддерживают его или даже считают мягким, остальным - "по барабану" (похожие данные и по опросам ФОМ). И ведь это при том, что 49% россиян считают избирательное применение закона обычной практикой, а более 60% не верят в беспристрастное правосудие.
Получается: хоть суд у нас и неправедный, однако "этим" так и надо. Но самое печальное - это тон и содержание комментариев большинства политиков и журналистов, отобранных для эфира на разных кнопках; это "документальный" фильм по НТВ, воскрешающий жанр пропагандистских поделок 1970-х. Элита на то и элита, чтобы "милость к падшим призывать", а не формировать паттерны мелкой завистливой мстительности. В противном случае без кавычек слово "элита" писать невозможно. И тут - принципиальная развилка: либо "элите" удастся окончательно создать общество жлобов, либо общество сменит такую "элиту".
Я бы, наверное, понял тех, кто сегодня радуется приговору или даже сожалеет о его "мягкости", если бы перед нами предстал человек без всяких признаков переосмысления собственной жизни (хотя и тут не стоит радоваться. Хорошо сказал один батюшка: "Не осуждай ближнего. Тебе грех его известен, а покаяние неизвестно"). Но ведь как раз поведение Михаила Ходорковского перед арестом, в период заточения, на суде, наконец, его письма - все это свидетельствует о том, что в нем происходило, говоря словами философа Льва Шестова, "перерождение убеждений".
...Жил в Греции разбойник по имени Варвар. Однажды, когда он сидел в пещере и смотрел на множество награбленного имущества, благодать Божия коснулась сердца его. Он оставил в пещере все свои сокровища и пришел в ближайшую церковь, не скрыв от священника свои злые дела и умоляя принять от него покаяние. Получив от священника разрешение своих грехов, Варвар ушел в лес и прожил там 12 лет без одежды, нагой, терпя холод и зной, отчего все тело его почернело. Впоследствии от гроба святого мученика (он умер насильственной смертью) начало истекать целебное миро. И таких примеров история христианства знает множество.
Да, Михаил Ходорковский не стал святым. Не знаю, крещен ли он и, если да, каялся ли на исповеди в своих грехах. Но я верю в то, что он от всего сердца написал: "Благодарен Богу, что в отличие от моих гонителей я понял, что зарабатывание больших денег - далеко не единственный (и, возможно, далеко не главный) смысл трудов человеческих". Уже за одно это "перерождение", за его жесткую критику самого себя лично я простил Ходорковскому все его прошлые "олигархические грехи"...
Если мы подлинно хотим сделать Россию неугасимою лампадой, то для начала должны сделать выбор между благородством и жлобством.