• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Триумф буквалиста Валерий Зорькин не отступил от принципов 1993 года

КоммерсантЪ. 2006. № 32. 22 февраля

...Конституционные суды призваны были защитить новую демократическую конституцию от попыток "ползучей" ревизии со стороны коммунистически, националистически или авторитарно настроенного законодателя. "Мотив у законодателей был один - самоограничение полномочий власти", - говорит Тамара Морщакова, бывшая судья КС РФ...

Переизбрание председателем Конституционного суда Валерия Зорькина стало событием символическим. Впервые Зорькин возглавил суд в момент его создания, в 1991 году. Действуя в рамках старой, еще советской Конституции, тот "первый" суд мог избежать конфликта с исполнительной властью, только согласившись руководствоваться не буквой старого основного закона, но духом революционной эпохи. Суд под руководством Зорькина занял "буквалистскую" позицию, отказался поддержать роспуск парламента и вступил в 1993 году в противостояние с исполнительной властью, закончившееся сменой председателя суда и присягой его новой Конституции.
Создание конституционных судов стало настоящей эпидемией, охватившей постсоветские государства. С их помощью страны новой демократии Центральной и Восточной Европы стремились закрепить основы новой, посттоталитарной политической системы. В этом они повторяли опыт других стран, совершающих переход от авторитаризма к демократии. В Португалии конституционный суд был создан в 1982 году после перехода власти от революционной военной хунты к гражданскому правительству. Начиная с 1985 года конституционные суды были созданы в шести латиноамериканских странах, в том числе в Чили, Перу и Боливии. Еще в пяти странах региона в эти же периоды были созданы специальные присутствия, или "сенаты" в рамках верховных судов, призванные решать исключительно конституционные вопросы.
Конституционные суды могут иметь весьма различное устройство. Однако, общими были мотивы, которыми руководствовались создатели судов. В англосаксонской системе права судебные решения создают прецеденты - по сути, законодательные нормы: Верховный суд США зачастую принимает решения, руководствуясь не буквальным прочтением конституции, но ее духом-предполагаемыми намерениями "отцов-основателей". Именно благодаря такому расширительному толкованию американские суды могли принять целый ряд решений, отменяющих расовую дискриминацию, защищающих права меньшинств, право женщин на аборты, ограничивающих свободный оборот оружия и т. д.
В рамках же континентальной системы права, к которой принадлежат и постсоветские страны, судьи могут лишь выносить решения в соответствии с буквой закона. Именно поэтому и возникает необходимость в конституционном суде - органе, решающем, не ограничивают ли принимаемые законы защищенные конституцией права и свободы граждан. Конституционные суды призваны были защитить новую демократическую конституцию от попыток "ползучей" ревизии со стороны коммунистически, националистически или авторитарно настроенного законодателя. "Мотив у законодателей был один - самоограничение полномочий власти", - говорит Тамара Морщакова, бывшая судья КС РФ.
Однако российский Конституционный суд давно уже не руководствуется этим духом "самоограничения", равно как и "намерениями" авторов Конституции. И наиболее "буквалистские" свои решения он принял именно после возвращения Валерия Зорькина на пост председателя КС в 2003 году. В июне 2003 года суд признал конституционными запрет на проведение общероссийских референдумов в год парламентских и президентских выборов. Тем самым объем реальных прав граждан на референдум фактически был урезан вдвое: получилось, что референдумы могут проводиться лишь в два года из четырех. В феврале 2005 года КС признал конституционность нормы закона "О политических партиях", запрещающей региональные партии и устанавливающей ограничение по их минимальной численности. Действительно, нигде в Конституции не сказано о численности и географии партий. И закон в буквальном смысле не противоречит Конституции, поскольку право создавать партии у граждан осталось.
Но объем этого права был существенно урезан.
Наконец, в декабре 2005 года КС признал законность нового порядка назначения глав регионов. Суд рассудил, что норма об избрании не зафиксирована напрямую, а значит, с точки зрения буквы не нарушает Конституцию. Однако права граждан избирать и быть избранными существенно сократились, равно как и права субъектов федерации по самостоятельному формированию органов власти. Во всех этих случаях Конституционный суд исходил из буквального прочтения основного закона, оставив в стороне то обстоятельство, что данные меры фактически сокращали количество доступных гражданам прав и свобод. И в этом смысле остается признать, что Валерий Зорькин остался верен буквалистскому подходу к Конституции, который отстаивал в 1993 году. Но при этом не смог выполнить задачу по предотвращению ползучей ревизии.