• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Очень внутренний рынок Проблемы российского рынка лизинговых операций

КоммерсантЪ # Business guide. 2007. № 185. 10 октября

Профессор ГУ-ВШЭ Виктор Газман тоже не уверен в росте M&A-активности иностранцев, потому что пока они не исчерпали потенциала органического роста. Также эксперт отмечает некоторые сложности, возникшие у российского лизингового сообщества с налоговыми органами относительно разной трактовки норм возврата НДС в применении схемы возвратного лизинга.

Российский рынок лизинговых операций при всем желании нельзя назвать централизованным. По итогам 2006 года 86% всех сделок реализовывали 156 крупных и средних лизинговых компаний, а общий объем стоимости их новых договоров составил $17,1 млрд. При этом на новые контракты крупных иностранных компаний, осваивающих наш рынок, приходится менее $1 млрд. По экспертным прогнозам, хотя в общей величине прогнозного прироста рынка в этом году доля "иностранцев" составит несколько процентов, в абсолютных цифрах она вырастет примерно на 30-40%.

По мнению заместителя гендиректора "Локат Лизинг Руссия" (дочерней лизинговой компании итальянской группы UniCredit) Дмитрия Шабалина, привлекательность российского рынка обеспечивается достаточными темпами годового роста и высокой по сравнению с большинством восточноевропейских стран (не говоря уже о западноевропейских) маржой лизингодателя. "Важным фактором является и довольно высокая платежная дисциплина российского корпоративного сектора: доля проблемной задолженности в портфелях российских лизинговых компаний значительно меньше, чем у наших иностранных коллег-лизингодателей,- говорит Дмитрий Шабалин. Добавим, что по подсчетам специалистов "Локат Лизинг Руссия", общая покупная стоимость приобретаемых предме-тов лизинга в нашей стране сейчас составляет около y6 млрд. То есть масштаб рынка не может не заинтересовать крупных международных игроков.

Работающие в России иностранные лизинговые операторы в подавляющем большинстве представляют либо банковские группы, либо дочерние компании производителей оборудования. Так, "АЛД Автомотив" учреждена французской группой Societe Generale, "ИНГ Лизинг" банком ING, "Парекс Лизинг" - дочерняя компания латвийского Parex Bank, "Ханса Лизинг" - шведской группы Swedbank, Arval - банка BNP Pariba, "Райффайзенлизинг"- австрийской группы Raiffeien. К "промышленной группе" можно отнести дочерние компании автотранспортных концернов - "Вольво Финанс Групп", "Скания Лизинг", "Даймлер Крайслер Лизинг Автомобили". Также в отрасли действуют три иностранные ЛК, подконтрольные инвестфондам и инвестбанкам,- "Брансвик Рейл Лизинг" (учрежден Brunwick Capital), Independent leaing (контролируется фондом Ruia Partner II), "Европлан" (фонд Baring Votok Capital Partner) и "Дельта Лизинг" (ранее называлась "Дельта Лизинг Восток", акционер фонд Delta Private Equity Partner). И одна компания "ФБ Лизинг" - представляет специализирующийся на лизинговой деятельности немецкий холдинг VB Leaing.

Большинство иностранных участников лизингового рынка работают как "универсалы", но часть из них спе-циализируется на отдельных сегментах, к примеру "Брансвик Рейл Лизинг" - на предоставлении в финансовую аренду железнодорожного транспорта, а "АЛД Автомотив" - на автомобильном лизинге. "Очень популярен специализированный продукт лизинга, известный также под названием "оперативный лизинг с полным сервисным обслуживанием" (full ervice leaing). Он включает в себя не только оперативный лизинг автомобилей, но и все расходы, связанные с управлением автопарком (доставка автомобиля, управление автопарком, обслуживание и ремонт, страхование, смена резины, помощь на дороге и т. д.),- комментирует причины создания специализированной компании гендиректор " АЛД Автомотив" Гийом де Леобарди.- Появление данного продукта на российском рынке было связано с началом деятельности в России компании "АЛД Автомотив" в 2004 году. В настоящее время рынок оперативного лизинга в России насчитывает 7 тыс. автомобилей, 3 тыс. из которых приходятся на долю "АЛД Автомотив".

Отличается ли "иностранный" стиль ведения лизингового бизнеса от российского? Управляющий директор дирекции по развитию бизнеса "РТК-Лизинг" Сергей Князев видит преимущества иностранных компаний в том, что у них традиционно более четко отлажен механизм принятия решений и более низкие процентные ставки в валюте.

Зато российские компании более оперативны и гибки в подходе к клиентам, лучше понимают особенности клиентского бизнеса, "иностранцы" консервативнее в определении степени допустимых лизинговых рисков.

ПОГЛОЩЕНИЙ ПОКА МАЛО

Из-за роста конкуренции доходность лизингового бизнеса снизилась с 5-7% несколько лет назад до 2-4% сейчас. Обычно на стадии созревания рынка наблюдается его консолидация: при снижении доходности компаниям проще выживать за счет масштаба бизнеса. Однако в лизинговой отрасли пока, наоборот, растет количество некрупных компаний. Сделок слияний и поглощений наблюдается немного, а с участием иностранных участников рынка и вовсе считанные единицы. Например, это приобретение фондом Baring Votok Capital Partner компании DeltaLeaing, которая была впоследствии переименована в Europlan, покупка уже самой Eu-roplan лизингового подразделения автомобильного дилера "Рольф" "Кельвин", а также выкуп фондом Ruia Partner II компании "Промсвязьлизинг" у холдинга братьев Ананьевых "Промсвязькапитал".

"В конце 2003 года УК Baring Votok Capital Partner приняла решение инвестировать в капитал DeltaLeaing часть средств своих инвестиционных фондов,- рассказывает директор по развитию бизнеса компании Europlan Александр Михайлов.- Поскольку объект инвестирования принадлежал западным акционерам, то уже тогда сильно выделялся на рынке лизинговых услуг: DeltaLea-ing сформировала прозрачную историю бизнеса и сделок, с 2000 года осуществляла аудит отчетности в соответствии с нормами GAAP, построила филиальную сеть и сформировала диверсифицированный портфель из 800 контрактов. К нынешнему времени новые акционеры увеличили стоимость активов компании в 8,5 раза - до $350 млн, количество договоров довели до 20 тыс., а количество филиалов - до 40. В результате общая стоимость договоров лизинга у компании в 2007 году составила $1,5 млрд".

В конце 2004 года Europlan за $20 млн выкупила у автомобильного дистрибутора "Рольф" 100% лизингового подразделения "Кельвин" ("Рольф-лизинг"). Комментируя сделку, продавцы говорили, что "Рольф-лизинг" уже перерос уровень клиентского обслуживания холдинга "Рольф" и превратился в самостоятельный бизнес. Александр Михайлов поясняет: "Менеджмент и акционеры Eu-roplan искали возможности расширения бизнеса в том числе и за счет покупки рыночных компаний с ликвидными портфелями и диверсифицированной клиентской базой.

Так совпало, что менеджмент группы компаний "Рольф" как раз в то время начал процедуру реструктуризации бизнеса. Сконцентрировавшись на своем основном бизнесе продаж и обслуживания автомобилей, ГК "Рольф" решила продать свое лизинговое подразделение и прокатную компанию. "Рольф-лизинг" на момент сделки была самой крупной российской автолизинговой компанией, имела прозрачную историю, адекватную оценку стоимости бизнеса". После поглощения "Рольф-лизинга" Europlan начала бурно расти в автосегменте. Через год после сделки было приобретено и передано в лизинг более 3 тыс. автотранспортных средств, в 2006 году - более 6,3 тыс., за девять месяцев 2007 года - более 9,2 тыс. транспортных средств и самоходных машин.

В прошлом году группа "Промсвязькапитал" продала 50% в универсальной лизинговой компании "Промсвязьлизинг" американскому инвестфонду Ruia Partner II. В новый совет директоров компании вошли бывший сотрудник IFC Рой Караоглан и экс-вице-президент US Leaing In-ternational Санфорд Генри. Американские совладельцы "Промсвязьлизинга" переименовали ее в Independent Le-aing.

Весной этого года гендиректор Independent Leaing Сергей Килейников объявил, что к 2012 году его компания намерена увеличить свой лизинговый портфель с $39 млн до $700 млн и войти в пятерку крупнейших ЛК страны. Также компания намеревается увеличить количество региональных офисов с 4 до 20 и выйти на рынки Украины и Казахстана. После окончания пятилетки Indepen-dent Leaing планирует либо выйти на IPO, либо привлечь стратегического инвестора.

ВСЕ ИЗМЕНИТ ВТО

По итогам этого года российский лизинговый рынок вырастет в среднем на 15%, полагает Дмитрий Шабалин, в основном за счет транспорта, строительной отрасли, пищевой промышленности и энергетики. Огромный импульс рынку может придать и бо-лее интенсивное вовлечение в лизинговый оборот коммерческой недвижимости. Гийом де Леобарди прогнозирует, что сегмент автолизинга при этом вырастет на 30-40% и в 2008 году составит 12-13 тыс. автомобилей (более 6 тыс. прогнозирует предоставить в лизинг "АЛД Автомотив").

Александр Михайлов также считает, что потенциал автолизинга очень велик и к 2008 году сумма контрактов в этом сегменте превысит $8 млрд по сумме контрактов.

Сергей Князев из "РТК-Лизинг" уверен, что в ближайшие несколько лет на рынке будет увеличиваться консолидация. "Сейчас на рынке довольно большое количество мелких и средних игроков, которые, используя общий рост рынка и неразвитость региональной инфраструктуры крупных лизинговых компаний, зарабатывают и чувствуют себя вполне уверенно. Но рынок будет укрупняться, это очевидно, как путем расширения присутствия крупнейших компаний в регионах, так и путем скупки лизинговых портфелей более мелких игроков. Что касаетсякритериев оценки активов для возможных поглощений, то здесь в первую очередь анализируется качество и ликвидность лизингового портфеля. Под качеством подразумевается соотношение добросовестных заемщиков, своевременно выплачивающих лизинговые платежи, и недобросовестных, по которым имеются существенные просроченные задолженности".

А вот относительно того, какую роль в консолидации российского рынка могут сыграть иностранные компании, мнения собеседников BG разошлись. Дмитрий Шабалин считает, что увеличение доли иностранцев будет происходить достаточно медленно. "Нам кажется, что в конечном счете доля иностранных лизинговых компаний в российской лизинговой отрасли будет стремиться к тому соотношению, какое занимает иностранный банковский сектор на российском банковском рынке. Именно банки выступают и должны выступать основным источником финансирования деятельности лизинговых компаний, а лизинговый бизнес весьма схож с банковским кредитованием". Профессор ГУ-ВШЭ Виктор Газман тоже не уверен в росте M&A-активности иностранцев, потому что пока они не исчерпали потенциала органического роста. Также эксперт отмечает некоторые сложности, возникшие у российского лизингового сообщества с налоговыми органами относительно разной трактовки норм возврата НДС в применении схемы возвратного лизинга. По поводу НДС хорошо известен случай с одной из компаний иностранного сегмента лизингового рынка- ЛК "Ханса Лизинг". Ей были предъявлены претензии относительно правомерности вычета НДС в 2004-2005 годах на сумму y20 млн. Высший арбитражный суд признал правоту "Ханса Лизинг", но инцидент мог негативно повлиять на стратегические планы осторожных иностранцев в России. По мнению Сергея Князева из "РТК-Лизинг", кроме открытия филиалов и региональных филиалов иностранные лизинговые компании будут достаточно активно использовать механизм M&A, приобретая в первую очередь эффективные универсальные лизинговые компании с широкой филиальной сетью.

"В ближайшее время возможно появление филиалов и азиатских компаний. Я думаю, в следующем году, особенно учитывая вступление РФ в ВТО, мы увидим существенный передел рынка в пользу лизинговых компаний с иностранным капиталом",- уверен Сергей Князев.