• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тайны медиции Три предпринимательских союза не могут найти третейского судью

Газета. 2007. № 216. 19 ноября

Активному внедрению медиации в российскую действительность была посвящена конференция предпринимателей, которая состоялась в пятницу. Глава РСПП Александр Шохин напомнил о "заинтересованности бизнеса в основанных на компромиссе способах разрешения экономических споров и, в частности, на медиации". Ирония в том, что развитие института медиации неожиданно натолкнулось на препятствие. Причем не административное.

Большинство корпоративных споров можно решить в досудебном порядке. За океаном 90% споров, которые в России рассматривают государственные мировые суды, решаются при помощи альтернативных методов — частного третейского арбитража и медиации. Отличие первого от второго состоит в том, что в первом случае принимается некое решение, не обязательное к исполнению, а во втором даже до необязательного решения еще далеко: стороны с помощью переговорщика-медиатора только ищут возможный компромисс.

Активному внедрению медиации в российскую действительность была посвящена конференция предпринимателей, которая состоялась в пятницу. Глава РСПП Александр Шохин напомнил о "заинтересованности бизнеса в основанных на компромиссе способах разрешения экономических споров и, в частности, на медиации". Ирония в том, что развитие института медиации неожиданно натолкнулось на препятствие. Причем не административное.

ХУДОЙ МИР ЛУЧШЕ ДОБРОГО СУДА

Медиация — способ досудебного урегулирования конфликтов, в том числе и деловых. Медиация применяется для разрешения споров как внутри одной компании, так и между несколькими компаниями. Для этого привлекают независимого эксперта (медиатора), который помогает конфликтующим сторонам прийти к консенсусу. Медиатор не выносит вердикта по делу, а лишь помогает сторонам выработать совместное решение. Это принципиальное отличие медиации от судопроизводства, в том числе третейского. Плюсы медиации — низкие по сравнению с судебными финансовые издержки, конфиденциальность и сохраненные нервы. Медиатор, в отличие от судьи, ищет решение, которое удовлетворило бы обе конфликтующие стороны.

На Западе решение деловых споров посредством медиации широко распространено. При этом в каждой западной стране есть специальный закон о медиации. В России его нет.

В конце 2006 года в Госдуму был внесен законопроект "О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)". Однако документ не прошел и первого чтения и был отправлен на доработку. Авторов законопроекта попросили дописать требования к квалификации медиаторов и четко объяснить юридические последствия, которое будет иметь решение, выносимое медиатором.

СПОР ТРЕХ БОГАТЫРЕЙ

Доработать законопроект до окончания работы Госдумы четвертого созыва не удалось. Между тем внедрение медиации, по сути, выгодно всем.

Для бизнеса это возможность не ввязываться в долгий судебный спор. Давно не тайна и наличие коррупции внутри судебной системы, что делает судебное разбирательство бессмысленным. Для государства это выгодно тем, что можно самоустраниться от тех проблем, которые бизнес в состоянии решить самостоятельно. По различным оценкам, внедрение медиации уменьшит нагрузку на суды на 30%.

Однако развитие института медиации натолкнулось не на административный барьер, а на расхождения внутри бизнес-сообщества. Предприниматели не могут договориться, по какому пути должно идти развитие не только медиации, но и института внесудебного урегулирования корпоративных споров вообще.

В предпринимательских организациях "Деловая Россия" и "ОПОРА России" уверены, что нужно создать общую площадку для решения корпоративных споров. Сделать это предлагается на базе Координационного совета предпринимательских союзов России, куда помимо "Деловой России" и "ОПОРЫ России" входит РСПП. Однако в РСПП ни с кем объединяться не хотят.

Глава РСПП Александр Шохин объясняет это тем, что при РСПП уже действует эффективный механизм решения корпоративных споров. Во-первых, это созданная в 2002 году комиссия по корпоративной этике (сейчас ее возглавляет глава ВТБ Андрей Костин). С недавнего времени в нее могут входить представители малого и среднего бизнеса. Во-вторых, созданные в 2006 году Объединенная служба медиации и третейский суд при РСПП. "Вся эта система хорошо работает, и менять мы ничего не планируем", — заявляет Шохин.

В "ОПОРЕ" на это отвечают, что общий орган для решения корпоративных споров сэкономит человеческие, административные, финансовые ресурсы. "Кроме того, это позволит поднять престиж предпринимательского сообщества в глазах всей российской общественности", — полагает глава "ОПОРЫ" Сергей Борисов. А это значит, что механизм досудебного решения споров, предлагаемый РСПП, удовлетворяет не всех предпринимателей. Борисов, правда, признает, что переубедить Шохина вряд ли получится. "У РСПП очень жесткая позиция по этому поводу.

Идея коллегиального органа для корпоративных споров вряд ли будет реализована. По крайней мере, в ближайшем будущем совершенно точно", — уверен Борисов.