• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Центр контракта

Ведомости.ru. 20 апреля 2011

Отдельный департамент в Минэкономразвития по ФКС нужен для того, чтобы на аппаратном уровне противопоставить себя ФАС и поменять баланс сил в правительстве, считает проректор ВШЭ Андрей Яковлев.

В защиту концепции Минэкономразвития ректор ВШЭ (ее разработчик) Ярослав Кузьминовпозвал на публичные дебаты основателя Rospil.info Алексея Навального, поддержавшего позицию ФАС. Открытое письмо президенту и премьеру против возвращения административной предквалификации на сайте Единой электронной торговой площадки подписал 3221 поставщик.

Минэкономразвития усиливает аппаратные позиции в борьбе за контроль над Федеральной контрактной системой (ФКС). К сентябрю ведомство обещает представить новый системный закон о госзакупках — закупочный кодекс

 Минэкономразвития создало департамент развития ФКС (система контроля за планированием заказа и исполнением контрактов. — "Ведомости"), говорится на сайте министерства. В нем будет работать 30-35 человек, а директором станет советник министра Ольга Анчишкина, говорит представитель Минэкономразвития.

"Предстоит разработать нормативную базу единого технологического цикла закупок, внедрить современные контрактные технологии, поэтому потребовалась новая структура внутри ведомства", — объясняет он. Министерство выполняет поручение президента от 28 марта, которым предписано утвердить организационную структуру ФКС, уточняет Анчишкина.

Поручение подготовить реформу президент дал осенью прошлого года: правительство должно было разработать концепцию, учитывающую "систему сквозного мониторинга" госзакупок, к 1 апреля. Но во время выполнения поручения между Минэкономразвития и ФАС разгорелся конфликт, перешедший и в публичную плоскость (см. врез). Министерство предложило упразднить закон о госзакупках (94-ФЗ), заменив его законом о ФКС. ФАС выступила против, предложив реформировать действующий закон, а ФКС развивать отдельно, такой же логики придерживался Минфин.

Задача номер один нового департамента — внести к 1 сентября новый системный закон о государственных закупках, рассказывает Анчишкина: "Мы его называем закупочным кодексом. Он должен быть прозрачным, с четко прописанной персональной ответственностью закупщиков и поставщиков". Минэкономразвития не пишет новый закон о ФКС, комментирует высокопоставленный чиновник Минфина: "Это просто невозможно, пришлось бы переписывать даже Гражданский кодекс, который регулирует государственные контрактные отношения". По его словам, ведомство занимается совершенствованием только малой части ФКС — закона о госзакупках. Ключевой вопрос не в создании департамента, а в том, каким образом будет выстраиваться контрактная система, говорит начальник управления ФАС Михаил Евраев: "Это не должен быть новый закон о ФКС, система должна выстраиваться на основе 94-ФЗ".

Федеральная контрактная система появилась в США, и Россия решила делать госзакупки по ее примеру. Сейчас объем бюджетных средств, управляемых американской ФКС, — $500 млрд в год, в системе зарегистрировано 160 000 поставщиков. Координирует ее деятельность офис госзаказа США. В прошлом году Минэкономразвития в проекте плана по созданию ФКС предлагало создать в России аналог офиса. Сейчас о создании нового органа речи не идет, говорит Анчишкина: "Пока остаемся в этой структуре, но со временем придется задуматься об информационных, консультационных и маркетинговых структурах".

Отдельный департамент в Минэкономразвития по ФКС нужен для того, чтобы на аппаратном уровне противопоставить себя ФАС и поменять баланс сил в правительстве, считает проректор ВШЭ Андрей Яковлев. "В ФАС давно создан сильный центр в сфере госзакупок, идеология которого — внедрение конкуренции", — замечает Яковлев, но этот центр не смог обеспечить снижение коррупции и качество поставок для госнужд. Новая структура Минэкономики будет продвигать другую концепцию — планирование госзакупок, подчеркивает Яковлев, допуская, что в дальнейшем из департамента возникнет отдельное ведомство по ФКС.