• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проходной балл для мигранта

Трибуна. 2011. № 29. 28 июля

Миграционная политика в России наконец-то начинает обретать черты не случайные, а вполне осознанные. Свидетельство тому - обсуждение в ОП Концепции государственной миграционной политики РФ

У документа этого весьма непростая история. Решение о разработке концепции было принято еще в 2005 году Советом безопасности РФ. Над ее созданием стали трудиться 47 структур, после чего проект документа поступил на рассмотрение в правительство. Однако кризис не позволил приступить к последующим шагам, направленным на реализацию концепции. По существу, она была отложена. В 2009 году началась работа над новым ее проектом. Как сказал директор ФМС Константин Ромодановский, к этому моменту появилось более полное понимание проблем миграции и путей их решения.

И вот на суд общественности в ОП вынесен сей труд. Надо отметить, главный посыл концепции остался тот же, что и шесть лет назад. Его сформулировал Ромодановский: "Основными целями миграционной политики должны стать стабилизация и увеличение численности населения страны, обеспечение потребности экономики в рабочей силе, обеспечение национальной безопасности и геополитических интересов РФ". Цифры тут говорят сами за себя. По экспертным оценкам, до 2025 года численность населения России может сократиться еще на 10 млн человек. Для сравнения: с 1989 по 2011 год убыль населения составила 12 млн человек, а миграционный приток - 8 млн. Не случайно, что проект концепции определяет основные направления государственной миграционной политики России на период 2012-2025 годов. Ведь согласно большинству демографических прогнозов, в ближайшие 15 лет процессы депопуляции и старения населения России заметно усилятся. В проекте концепции прямо говорится: "Связанные с этим изменения повлекут многочисленные социально-экономические последствия, включая усиление дефицита рабочей силы, рост иждивенческой нагрузки на сокращающееся экономически активное население, обострение проблем здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения... В таких условиях необходимость привлечения работников разного уровня квалификации и профессиональной подготовки из других стран практически не имеет альтернативы".

Концепция предлагает решить эту задачу весьма радикально. Например, отменить институт разрешения на временное проживание для мигрантов и при этом усовершенствовать получение ими вида на жительство. Такой человек может его обрести уже через три года. Однако для этого ему придется пройти через весьма своеобразный отбор по балльной системе. Критериями тут могут стать возраст, образование, профессиональная подготовка, способность к адаптации... Одновременно предлагаются упрощение въезда и снятие ограничения для работы и обучения членов семей иностранных работников, заключивших долгосрочные трудовые контракты.

Особое внимание в концепции уделяется регионам Сибири и Дальнего Востока, где за последние 20 лет наиболее ощутимо, чем в целом по стране, произошел отток населения. В то же время, по словам Ромодановского, в осуществлении миграционной политики многое будет зависеть от позиции регионов, поскольку привлечение мигрантов не должно ущемлять интересы россиян, многие из которых испытывают серьезные материальные проблемы.

Надо сказать, этот документ не был чем-то неожиданным для ОП. По поручению ее Комиссии по межнациональным отношениям и свободе слова была проведена экспертиза концепции с привлечением общественных организаций, специалистов и ученых. В целом, как гласит заключение, это наиболее удачный "из проектов, рассмотренных ранее, так как он достаточно четко охватывает круг проблем в сфере миграции, четко и профессионально формулирует общие положения, связанные с миграцией. Условия формирования и реализации государственной миграционной политики, ее цели, принципы и задачи, а также основные направления государственной миграционной политики, основные механизмы и этапы ее реализации". Однако, что за бочка меда без ложки дегтя? Так и концепция не без изъянов. Как сказал член ОП Александр Брод, "в ее проекте не сформулированы и не раскрыты принципы целостности и системности государственной миграционной политики. Основной акцент сделан на регулировании иммиграции. При этом недостаточно отражены вопросы государственного регулирования эмиграции и внутренней миграции".

Например, в ней отсутствуют правовые основы для формирования заявленной политики, механизмы совершенствования законодательной базы. Понятно, в таком случае все изложенные идеи так и останутся на бумаге.

Гораздо более жесткой критике подверг проект представитель Минздравсоцразвития Георгий Гордиенко. Он заявил, что реализации такой концепции приведут к тому, что новые производства будут ориентироваться на низкооплачиваемую иностранную рабочую силу, а не на своих граждан. С ним согласен заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования Андрей Коровкин: "Бизнесменам проще завезти дешевые рабочие руки, чем модернизировать производство. Это естественное стремление бизнеса к экономии на издержках. Но это экстенсивный путь развития. Он не стимулирует инвестиции в трудосберегающие технологии". И нет сомнений, что дискуссии вокруг этого документа только начинаются. Если же концепция будет утверждена правительством, то реализация ее первого этапа начнется уже с 2012 года.

Необходимость привлечения работников разного уровня квалификации и профессиональной подготовки из других стран практически не имеет альтернативы

Наша справка

Сейчас в России находятся около 10 млн иностранных граждан, которые приехали сюда работать, учиться, с туристическими целями. По данным Минздрава, общая квота на привлечение трудовых мигрантов в РФ на 2011 год составляет более 1,7 млн человек с учетом 30% резерва. По оценкам ФМС, в России нелегально трудится от 3 млн до 4 млн мигрантов.

 На начало 2011 года с территории РФ выдворено более 11 тыс. иностранных граждан, которые нарушили миграционное законодательство. За 2010 год таких людей было около 30 тыс.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

 Ярослав КУЗЬМИНОВ, член ОП, ректор Высшей школы экономики:

 - Жесткая миграционная политика выгодна лишь при сырьевой модели экономики. И не может быть роста экономики при быстром сокращении населения. Минимизация миграционного притока возможна только в том случае, если мы сидим на трубе, а цены на нефть будут стабильно расти. Но рассчитывать на устойчивость сырьевой экономики нельзя, что убедительно доказали три тяжелейших кризиса за последние двадцать лет.

 Другое дело, что мигрантов надо интегрировать в российскую среду - не давать им замыкаться в своей диаспоре, разрушать теневые группы, которые сейчас играют роль посредников между мигрантами и внешним миром. Необходимо вывести каждого мигранта на общение со всем российским обществом.