Правительство планирует рассмотреть проекты реформирования образования
На этой неделе комиссия по экономической реформе правительства России планирует рассмотреть предложенные проекты реформирования системы образования. Наиболее радикальный из них - "Реформирование организационного и финансово- экономического механизма функционирования системы образования", предложенный Александром Тихоновым и Александром Асмоловым, заместителями министра общего и профессионального образования, а также ректором и профессором Высшей школы экономики Ярославом Кузьминовым и Татьяной Клячко.
В случае его принятия может в корне измениться порядок финансирования образования. По мнению авторов, в соответствии законом об образовании каждое учебное заведение должно наконец-то получить статус юридического лица и иметь бюджетный и расходный счета. Иначе, по их мнению, дальнейшее реформирование содержания самой системы невозможно.
По данным Госкомстата, на образование расходуется 3,4 % В . Но авторы проекта считают, что в действительности на эти цели идет около 5% ВВП, поскольку у школ есть дополнительные источники доходов ( по линии платных услуг, помощи предприятий и т.д.) Таким образом по общим расходам на образование Россия стоит в одном ряду с такими странами, как Германия, Испания, Япония. Поэтому главная задача сегодня состоит не в требовании увеличения финансирования образования, а в мобилизации государственных ресурсов и "легализации" дополнительно привлекаемых средств для дальнейшего их рационального использования.
В соответствии с предложенным проектом, государство, финансируя образование, устанавливает общие его стандарты и ведет контроль за качеством оказываемых образовательных услуг, а также четко формулирует правила лицензирования и аккредитации учебных заведений.
Финансирование общеобразовательных школ будет осуществляться на нормативной подушевой основе ( по расчетам авторов порядка 3,2 млн. руб. в год на учащегося) непосредственно из региональных и местных бюджетов, минуя органы управления образования на местах. Это позволит реализовать принцип "деньги за учеников" и создать четкий механизм выполнения государственных обязательств по финансированию образования в рамках государственного стандарта.
Этот механизм расчета не коснется малокомплектных сельских и некоторых других школ. При этом должны учитываться и региональные различия в затратах на образование через систему коэффициентов "удорожания", посредством разработки территориальных нормативов. Оказание финансовой помощи дотационным районам будет обеспечиваться благодаря федеральным субвенциями через маркировку трансферта (около 3 трлн. руб., что составит 2 % от нормативной потребности региональных и местных бюджетов). Субвенции будут получать те регионы, которые несмотря на значительные отчисления бюджетных средств на образование, не дотягивают до федерального подушевого норматива.
Передача прав финансово-хозяйственной деятельности непосредственно образовательным учреждениям, по мнению авторов проекта, позволит не только ликвидировать практику нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, но и расширить их возможности по привлечению дополнительных денег.
Организация и проведение конкурсов на работы, связанные с эксплуатацией зданий, поддержкой материальной базы, организацией питания также может дать экономию средств. Сейчас эти расходы составляют 46 % от бюджета.
Сэкономить можно, по оценкам авторов проекта, от 6 до12 трлн. руб. или 15-30 % от всех расходов. По их мнению, только сдача в аренду на конкурсной основе площадей учебных заведений ( гаражи, подвалы и т.д.) принесет школам доход в размере 15 % фонда заработной платы. Однако, такой результат можно получить, как правило, в городах с развитым предпринимательством. Поэтому средний доход от аренды составит 6 трлн. руб.
По подсчетам специалистов, объем платных образовательных услуг может составить 5 трлн. руб. При этом не следует забывать, что и родители помогают школам. По России эта сумма оценивается в 11 трлн. руб. В рамках благотворительности до 1,5 трлн. руб. можно получить от предприятий, но для этого потребуется внесение изменений в проект налогового кодекса. Экономя бюджетные средств и занимаясь хозяйственной деятельностью, по мнению авторов проекта, учебные заведения уже через два года будут иметь прибыль около 8 трлн. руб., которые можно направить на улучшение учебного процесса. Механизм финансирования высшего и среднего профессионального образования построен по такому же принципу, что и общеобразовательного, за исключением некоторых моментов, связанных со спецификой образования. Планируется ввести государственный ( в объеме до 75-80% расходов федерального бюджета на образование) и региональный заказы на подготовку специалистов с гарантированной оплатой из соответствующих бюджетов. При этом можно снять ограничения на прием студентов, желающих получить образование за свой счет.
Нина Шимбирева