• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Правительство планирует рассмотреть проекты реформирования образования

Финансовые известия. 30 сентября 1997

На этой неделе комиссия по экономической реформе правительства России планирует рассмотреть предложенные проекты реформирования системы образования. Наиболее радикальный из них - "Реформирование организационного и финансово- экономического механизма функционирования системы образования", предложенный Александром Тихоновым и Александром Асмоловым, заместителями министра общего и профессионального образования, а также ректором и профессором Высшей школы экономики Ярославом Кузьминовым и Татьяной Клячко.

В случае его принятия может в корне измениться порядок финансирования образования. По мнению авторов, в соответствии законом об образовании каждое учебное заведение должно наконец-то получить статус юридического лица и иметь бюджетный и расходный счета. Иначе, по их мнению, дальнейшее реформирование содержания самой системы невозможно.

По данным Госкомстата, на образование расходуется 3,4 % В . Но авторы проекта считают, что в действительности на эти цели идет около 5% ВВП, поскольку у школ есть дополнительные источники доходов ( по линии платных услуг, помощи предприятий и т.д.) Таким образом по общим расходам на образование Россия стоит в одном ряду с такими странами, как Германия, Испания, Япония. Поэтому главная задача сегодня состоит не в требовании увеличения финансирования образования, а в мобилизации государственных ресурсов и "легализации" дополнительно привлекаемых средств для дальнейшего их рационального использования.

В соответствии с предложенным проектом, государство, финансируя образование, устанавливает общие его стандарты и ведет контроль за качеством оказываемых образовательных услуг, а также четко формулирует правила лицензирования и аккредитации учебных заведений.

Финансирование общеобразовательных школ будет осуществляться на нормативной подушевой основе ( по расчетам авторов порядка 3,2 млн. руб. в год на учащегося) непосредственно из региональных и местных бюджетов, минуя органы управления образования на местах. Это позволит реализовать принцип "деньги за учеников" и создать четкий механизм выполнения государственных обязательств по финансированию образования в рамках государственного стандарта.

Этот механизм расчета не коснется малокомплектных сельских и некоторых других школ. При этом должны учитываться и региональные различия в затратах на образование через систему коэффициентов "удорожания", посредством разработки территориальных нормативов. Оказание финансовой помощи дотационным районам будет обеспечиваться благодаря федеральным субвенциями через маркировку трансферта (около 3 трлн. руб., что составит 2 % от нормативной потребности региональных и местных бюджетов). Субвенции будут получать те регионы, которые несмотря на значительные отчисления бюджетных средств на образование, не дотягивают до федерального подушевого норматива.

Передача прав финансово-хозяйственной деятельности непосредственно образовательным учреждениям, по мнению авторов проекта, позволит не только ликвидировать практику нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, но и расширить их возможности по привлечению дополнительных денег.

Организация и проведение конкурсов на работы, связанные с эксплуатацией зданий, поддержкой материальной базы, организацией питания также может дать экономию средств. Сейчас эти расходы составляют 46 % от бюджета.

Сэкономить можно, по оценкам авторов проекта, от 6 до12 трлн. руб. или 15-30 % от всех расходов. По их мнению, только сдача в аренду на конкурсной основе площадей учебных заведений ( гаражи, подвалы и т.д.) принесет школам доход в размере 15 % фонда заработной платы. Однако, такой результат можно получить, как правило, в городах с развитым предпринимательством. Поэтому средний доход от аренды составит 6 трлн. руб.

По подсчетам специалистов, объем платных образовательных услуг может составить 5 трлн. руб. При этом не следует забывать, что и родители помогают школам. По России эта сумма оценивается в 11 трлн. руб. В рамках благотворительности до 1,5 трлн. руб. можно получить от предприятий, но для этого потребуется внесение изменений в проект налогового кодекса. Экономя бюджетные средств и занимаясь хозяйственной деятельностью, по мнению авторов проекта, учебные заведения уже через два года будут иметь прибыль около 8 трлн. руб., которые можно направить на улучшение учебного процесса. Механизм финансирования высшего и среднего профессионального образования построен по такому же принципу, что и общеобразовательного, за исключением некоторых моментов, связанных со спецификой образования. Планируется ввести государственный ( в объеме до 75-80% расходов федерального бюджета на образование) и региональный заказы на подготовку специалистов с гарантированной оплатой из соответствующих бюджетов. При этом можно снять ограничения на прием студентов, желающих получить образование за свой счет.

 

Нина Шимбирева