• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бюджетные инвестиции в науку остались безрезультатными

Московские новости. 10 февраля 2012

Счетная палата сообщила о неэффективном расходовании средств на развитие науки. Мнение замдиректора Института менеджмента инноваций ВШЭ Дана Медовникова о российской политике в области инноваций.

Аудиторы Счетной палаты проверили расходование бюджетных средств на развитие инноваций в России с 2002 по 2010 год. Оказалось, что денег за это время стали тратить в шесть раз больше, а экономического эффекта так и не получили.

Счетная палата опубликовала результаты проверки эффективности использования средств федерального бюджета на исследования и разработки. Оказалось, что рост финансирования НИОКР в 2010 году по сравнению с 2002 годом в шесть раз практически не обеспечил прироста экономики. Между тем, отмечают аудиторы, в развитых странах увеличение затрат на науку на 15% обеспечивает 1% роста ВВП.

Реальный сектор не предъявляет спрос на новые разработки. Аудиторы считают, что проблема в несбалансированной инновационной политике государства. На федеральном уровне отсутствует модель частно-государственного партнерства в сфере инноваций, нет необходимых механизмов и в регионах. В итоге большая часть исследований приходится на государственный сектор науки, исполняющий заказы, ориентированные в основном на оборону.

По словам замдиректора Института менеджмента инноваций ВШЭ Дана Медовникова, политика в области инноваций долгое время оставалась непоследовательной и различные ведомства писали свои стратегии, общая была одобрена правительством только в конце прошлого года. По его словам, последние годы идет слепое копирование зарубежных инструментов: технопарков, венчурных фондов, особых экономических зон. Однако необходимо создавать инновационный процесс, а не только его структуру, то есть развивать кадровый потенциал, обеспечивать преемственность и спрос промышленности на инновационную продукцию. «Надо строить дороги там, где протоптаны тропинки, мы идем по принципу: как у себя дома соседи прокладывают», — иронизирует Медовников.

Ольга Ускова, президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) указывает, что отечественные инновационные институты начали складываться только в последнее десятилетие, тогда как за рубежом существуют с конца 50-х годов прошлого века. «Сейчас пока с нуля создается инфраструктура, подвижки есть, но ждать готовых продуктов еще рано», — говорит она. Деньги государством выделяются серьезные, однако не налажен контроль за расходами, нет индикаторов эффективного использования. Другая проблема в том, что нет четких регламентов по внедрению инновационной продукции в промышленную эксплуатацию. Это тесно связано с системой стандартизации, переходный период от старых ГОСТов к новым стандартам затянулся.

С тем, что средства на инновацию расходуются в большинстве случаев неэффективно, согласен  и вице-президент Сколковского института науки и технологий Алексей Ситников. Он указывает, что юридическая база еще слишком слаба. Например, с исследователями заключаются временные трудовые договоры, а ведь исследования не могут принести гарантированных результатов в оговоренные сроки. Впрочем, не все согласны с тем, что отсутствие инноваций объясняется юридическими пробелами. В среду на конференции РСПП гендиректор компании «Композит» и бывший глава «Роснано» Леонид Меламед поставил свой диагноз. По его мнению, проблема в невостребованности инноваций. Из-за отсутствия конкуренции в большинстве отраслей на них нет спроса. «Там, где есть сильная конкуренция, компании для получения минимального преимущества хватаются за любую технологическую новинку, которая позволит получить такое преимущество», — считает Меламед.