• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты предлагают создать методики подсчета рейтингов новых СМИ

РИА Новости. 24 февраля 2012

Эксперты медиаотрасли, участвовавшие в круглом столе на факультете медиакоммуникаций ВШЭ, считают необходимым в ближайшее время выработать параметры измерений, в которых сегодня нуждаются, прежде всего, конвергентные интернет-СМИ.

Факультет медиакоммуникаций НИУ ВШЭ и Медиа Лаборатория РИА Новости начали серию открытых дискуссий на злободневные для медиаиндустрии темы. Круглый стол «Новые метрики для новых медиа — что измерять, как измерять, зачем измерять» прошел во вторник на факультете медиакоммуникаций НИУ ВШЭ.

«Общее наблюдение по поводу социологии, которое есть не только на медиарынке, но и в принципе в замерах общественного сознания, показывает, что последний год — год кризисный для этой сферы. Три крупные организации, которые занимаются замерами общественного мнения, выросшие с конца восьмидесятых годов, пребывают в состоянии кризиса и не верят друг другу, не понимают, что происходит с цифрами, каковы у нас рейтинги политиков», — сказала, открывая мероприятие, декан факультета Анна Качкаева.

По ее словам, социологи, не включенные в систему общих замеров, «говорят, что не те методики, не так считаем, не для того считаем, неправильно ставим задачу, методики изменились».

«Я думаю, что это естественная констатация общего состояния среды, связанная с практическим измерением повседневности, отношений между людьми и нашей среды. Мы рассчитываем начать дискуссии с общих разговоров (на эту тему), а потом, возможно, перейти к более частным вещам и подумать и выработать подходы к тому исследовательскому полю, которое нужно и важно делать», — подчеркнула она.

В свою очередь руководитель Медиа Лаборатории РИА Новости Василий Гатов отметил, что «медиапространство вокруг нас за последние несколько лет критически изменилось».

«К традиционным каналам коммуникаций, которые осмыслены, обмеряны, в отношении которых существуют социальные и творческие стереотипы, добавилось несколько каналов, в отношении которых мы не все понимаем. Там огромное количество данных, и эти данные очень плохо соотносятся с теми цифрами и методиками, которые мы привыкли использовать в традиционных медиа», — отметил он.

По его словам, для тех СМИ, «которые существуют преимущественно в интернет-среде и мобильной среде, а также для конвергентных СМИ, которые действуют на нескольких платформах, не существует практики адекватных измерений».

«Мы получаем некие конструкции, создаваемые либо социологами, либо интернет-счетчиками, либо на основе анализа данных мониторинга, и имеем некоторые показатели, которые реально ни с бизнесом, ни с отношением с аудиторией не связаны», — сказал Гатов.

Эксперт отметил, что индустрия конвергентных, мультимедийных, мультиплатформенных СМИ достаточно молодая и не очень регулируется, «в ней даже название профессий и функции еще не устоялись». Гатов предлагает «договориться на берегу, что и как мы называем, какие из параметров являются базовыми, какой из результатов мы можем использовать для того, чтобы ранжировать то или иное СМИ».

Обсуждая различные способы и критерии измерений, эксперты коснулись и цитируемости в социальных сетях. Генеральный директор ГК Румедиа Михаил Бергер отметил, что «цитируемость в социальных сетях генерирует аудиторию», тогда как цитируемость в других СМИ, по его мнению, ничего, кроме бренда, не дает.

Сам он признался, что ежемесячно получает статистику от компании TNS, и хотя считает, что она ни на что в его случае не влияет, однако, каждый раз очень волнуется. Он убежден, что именно TNS оперирует большинство рекламодателей.

«Большинство наших рекламодателей нравится этот прогноз. Для них он важнее рейтингов», — сказал Бергер.

В свою очередь генеральный директор портала «Слон.ру» Максим Кашулинский высказал мнение, что для интернет-СМИ вести измерения несколько проще.

«Есть информация, сколько у сайтов читателей, есть различные счетчики», — сказал он.

Он также напомнил, что «Слон.ру» стал первым сайтом, который начал показывать, сколько людей прочитало статью.

По мнению Кашулинского, если у портала закрытые счетчики, это вызывает определенные подозрения, в частности, о накрутках рейтингов.

Гатов согласился с ним, заявив, что использование так называемых ботов и любого другого надуманного трафика — вещь очень серьезная, которая, по его убеждению, находится даже на грани криминала.

«Боты создаются не для того, чтобы накручивать трафик, а для того, чтобы готовиться к совершению интернет-преступлений», — полагает Гатов.

В круглом столе приняли участие социологи, аналитики, представители Первого канала. Подводя итоги дискуссии, Качкаева и Гатов сообщили, что, возможно, в ближайшее время будет составлено описание всех известных методик медиаизмерений, а к началу лета могут быть представлены все доклады экспертов в этой сфере для дальнейшего обсуждения и выработки неких общих параметров медиаизмерений.