• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Найди 7 отличий

STUDY IN Образование без границ. 2003. № 7. 7 июля

...Впрочем, с ней успешно конкурирует Высшая школа менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), участник всех неформальных и формальных рейтингов. Многие лекторы этого учебного заведения являются экспертами Института Мирового банка, консультантами, авторами учебников. Кстати, партнер ВШЭ Cranfield School of Management (Великобритания) тоже имеет репутацию школы, сильной как раз в преподавании финансовых дисциплин...

Все бизнес-школы в России предлагают очень похожие программы, используют одни и те же учебники и «кейсы» (ситуации из бизнес-практики), выдают одинаковые дипломы, берут за обучение примерно одни и те же деньги. Почему же мы отдаем предпочтение тем или другим? Мы постарались выявить уникальные черты отечественных учебных заведений этого калибра.

Очевидно, что экономика России растет и требует все больше специально обученных менеджеров. Чтобы успешно развивать бизнес, одной только интуиции мало. «Мы ощущаем повышенное внимание руководителей компаний к бизнес-образованию», — свидетельствует декан ФМП МЭСИ Элеонора Вергилес.
Однако растет и требовательность потенциальных слушателей. «Студенты стали более разборчивыми и прагматичными», — отмечает директор Американского института бизнеса и экономики (АШЕс) Константин Контор. Профессор Высшей школы экономики (ВШЭ) Игорь Липсиц* формулирует жестче: «Имеет место резкое повышение требований клиентов к качеству обучения». Словом, никого уже не интересуют общие фразы, все хотят знать о конкретных конкурентных преимуществах.
Поэтому можно говорить, что период обезличенности в российском бизнес-образовании прошел. Теперь все учебные заведения, хотя они и вынуждены выдерживать свои программы МВА в рамках утвержденного Госстандарта, стараются формулировать свои уникальные предложения, которые бы выделяли их из общего ряда.
Школы активно занялись маркетингом. Они участвуют в выставках по бизнес-образованию, которых в последнее время проводится все больше. Совершенствуют свои сайты, чтобы клиент мог быстро и просто получить интересующую его информацию. Создают ассоциации выпускников, чтобы наладить эффективную обратную связь, ведь, согласно исследованиям, большой процент новых студентов приходит по рекомендации «старых».
Идет активное внедрение западных методов контроля качества. В частности, уже практически все учебные заведения на регулярной основе проводят исследования т.н. удовлетворенности слушателей (имеется в виду качество преподавания). По их результатам дорабатываются учебные планы, отсеиваются курсы и преподаватели, чей рейтинг недостаточно высок. Кстати, бизнес-школы все менее приветствуют «работу на два фронта» и все чаще упоминают эксклюзивные авторские курсы.

Русский стандарт
Чтобы разобраться в отличиях, начать нужно с общего. Для 90% отечественных программ школ МВА общим является Госстандарт, подробно описанный в «Государственных требованиях к специалистам для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования», Положенные по ним 1000 часов растягиваются в вечернем или модульном (очно-заочном) вариантах на два года, дневной формат в России как-то не прижился (хотя исключения есть). Как показывает многолетняя практика, занятия два-три вечера в неделю по 4 часа являются оптимальным вариантом для работающих слушателей. Первый и второй семестр посвящены базовым предметам, специализация дается в 3-4 семестре. А по окончании выдается государственный диплом о дополнительном (к высшему) образовании с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования» (МВА).
Относительно новое, но быстро набирающее силу явление — одногодичные МВА. Это fast track для людей с первым экономическим образованием: сокращение времени на обучение происходит за счет перезачета основных базовых дисциплин (до 600 часов). Школы такой «усеченный» вариант позиционируют как российский аналог Executive МВА. Впрочем, скорее основной упор на этих программах делается на подготовку топ-менеджеров, а не на глубину погружения в предмет.
Как и несколько лет назад, большинство программ МВА в России — «дженералистские», то есть ориентированные на общий менеджмент (General Management). Впрочем, в последнее время активно развиваются специализированные программы. На них многие школы и делают игру.

Особенности пути
Первой на путь специализации в 1994 году вышла Московская международная высшая школа МИРБИС. К настоящему моменту она довела свой перечень специализаций до 13. Среди них есть такие, как «Менеджмент в строительстве», «Управление медицинским бизнесом» и пр.
«1-2 года назад наиболее востребованными были специализированные программы МВА по маркетингу и менеджменту, но на сегодняшний день на первое место по популярности выходит именно направление «финансы» — считает директор Института делового администрирования и бизнеса (ИДАиБ) Финансовой академии Алла Денисова. Академия, как того и требует ее профиль, предлагает программу «МВА-Финансы», которая пользуется большим спросом. Впрочем, с ней успешно конкурирует Высшая школа менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), участник всех неформальных и формальных рейтингов. Многие лекторы этого учебного заведения являются экспертами Института Мирового банка, консультантами, авторами учебников. Кстати, партнер ВШЭ Cranfield School of Management (Великобритания) тоже имеет репутацию школы, сильной как раз в преподавании финансовых дисциплин.
Коропоративные финансы в качестве специализации можно изучать в одной из самых известных школ Северной столицы — Санкт-Петербургском международном институте менеджмента (IMISP). Его двухгодичная модульная программа была разработана при участии европейских бизнес-школ SDA Bocconi (Италия), Ecole de Management Lyon (Франция), Henley Management College (Великобритания), ESADE (Испания). Учебный план включает 12 обязательных курсов. Особенностью ее является возможность учиться либо на русском, либо на английском языке.
Весьма актуальной остается специализация «Управление человеческими ресурсами» (Human resources management). В этой связи целесообразно обратить внимание на программу МВА ИБДА АНХ (точнее, на одну из двух специализаций «Управление персоналом»). В ее пользу говорит, в частности, то, что она подготовлена при информационно-методической поддержке Stern Business School, University of New York (США) и Babcock Graduate School of Management, Wake Forest University (США). К преподаванию привлечены ведущие профессора АНХ, МГУ, МГИМО, ГУУ, Финансовой академии. Предметом особой гордости ИБДА являются оригинальные раздаточные материалы по всем изучаемым дисциплинам.
Еще одна популярная специализация — «Информационный менеджмент». Тут нельзя не вспомнить Государственный университет управления и его программу Master of Business Information (MBI), само название которой отражает ее узкоспециализированный характер. Учебный план разработан при участии крупнейших в России компаний в области системной интеграции («Академия Ай-Ти», «1C» и др.). При организации программы был учтен опыт зарубежных коллег из Университета Пассау (Германия), Высшей коммерческой школы Гренобля (Франция).
Менеджмент в области инноваций и высоких технологий осваивают в Центре коммерциализации технологий АНХ при правительстве РФ. Преподаваемая в нем МВА разработана в партнерстве с Техасским университетом (США) и Оксфордским инновационным центром (Великобритания). Для наибольшей эффективности обучение проводится в форме консалтингового сопровождения индивидуальных проектов слушателей. Преподают ведущие специалисты-практики из компаний, успешно работающих на российском и зарубежном инновационных рынках. С их участием в Центре создан полный комплект оригинальных учебных пособий по управлению инновациями на разных этапах развития проектов. Недавно в учебный план программы добавились новые курсы: «Управление изменениями», «Реинжиниринг бизнес-процессов», «Управление инновациями» и др.
А вот специализация «Стратегический менеджмент» — это отдельный случай. Как правило, так называют одногодичную опцию для людей с высшим экономическим образованием. В частности, подобную программу Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ ввел еще в октябре 2002 года, благо у вуза был многолетний опыт реализации магистерской программы «Стратегическое управление». В ВШЭ тоже есть годичная ЕМВА «Менеджмент XXI века: эффективность менеджера и квалификация собственника». Как видно из названия, она ориентирована не только на менеджеров-служащих, но и на владельцев компаний. ВШФМ готовит модульную программу с элементами дистанционного обучения, которая будет посвящена подготовке финансовых директоров (ее рабочее название — ЕМВА «Финансы»).
Вообще организация модульных, очно-заочных программ — это набирающая силу тенденция. Например, ВШЭ в новом учебном году организует модульную программу МВА «Общий и стратегический менеджмент» для менеджеров из регионов. Она предполагает двухнедельные очные сессии раз в квартал (8 часов в день), чередующиеся с самостоятельной работой. А Межотраслевой институт повышения квалификации кадров МГТУ им. Баумана с нового учебного года вводит «программу выходного дня». По словам декана ФПК ИБМ МИПК МГТУ Тамары Рыжиковой, это ответ на обращение занятых менеджеров.Для слишком загруженных работой существуют варианты обучения по следующему принципу: прослушал ряд курсов — можно потом сделать перерыв, а потом вернуться и довести дело до конца. В этой области лидерство удерживает МИМ ЛИНК. Ту же модель использует и ВКШ. Дистанционные формы активно развивает МЭСИ.
Между тем первые, слабые ростки пробиваются на почве корпоративных (закрытых) программ. В их реализации преуспела IMISP в Санкт-Петербурге. К примеру, недавно там отпраздновали второй выпуск корпоративной программы МВА для United Technologies (США). Планы развивать такие программы зреют и в ВШБ МГУ, и в МЭСИ, и в других школах.

Особенности учебного плана
К комплектации учебного плана все бизнес-школы подходят по-разному. Попробуем разобраться, как.
Одна из двух старейших и самая большая на сегодняшний день в России (только на ее программах МВА ежегодно обучается около 500 слушателей) Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ) сделаластавку на большое разнообразие курсов по выбору. Их здесь 76! По мнению начальника отдела маркетинга ВШМБ Алексея Ончукова, это позволяет слушателям «индивидуализировать» учебный план, ведь они приходят из разных отраслей экономики, из разных по масштабам и специфике деятельности компаний, и каждый факультатив — это возможность подойти к решению группы проблем, возникающих в бизнес-практике конкретного студента.
В Межотраслевом институте повышения квалификации кадров МГТУ им. Баумана тоже большое количество дисциплин по выбору и несколько больший, чем обычно, количественный состав студентов — 45 человек на потоке.
Институт мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов (РУДН) тоже планирует увеличить число спецкурсов по выбору. Из-за этого в новом учебном году, по словам руководителя программы МВД РУДН В.А. Исаева, планируется ввести аудиторные занятия в четвертом семестре, который традиционно был посвящен только подготовке магистерской диссертации.
Школы, сделавшие своим «коньком» международную коммерцию, уделяют пристальное внимание иностранным языкам. Это понятно: в этой области без хорошего владения языками не обойтись. К примеру, Высшая коммерческая школа при Министерстве экономического развития и торговли РФ (ВКШ), одна из двух в России сделала ставку на бизнес-английский. С начала нового учебного года на бизнес-английский будет отводиться 150 часов. В результате студенты получают сертификат Лондонской торговой палаты (LCCI). ВКШ аккредитована Европейским советом по бизнес-образованию (ЕСВЕ), ее партнерами выступают Европейский институт менеджмента (IEMI, Франция) и Академия экспорта Баден-Вюртемберга (EABW, Германия).
А во Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ), где МВА предлагается на факультете профессиональной переподготовки, намечено даже проводить часть занятий на иностранном языке. По словам директора программы Ольги Андреевой, к сентябрю планируется повысить удельный вес мастер-классов с участием зарубежных практиков, а также case study, деловых игр и видеотренингов.
Многие российские учебные заведения расширяют учебные планы за счет курсов зарубежных школ-партнеров. Например, Высшая школа корпоративного управления (ВШКУ) АНХ, в которой программа МВА называется «Евро-Менеджмент: Мастер делового управления для руководителей», активно привлекает к сотрудничеству европейские учебные заведения. В частности, с нового учебного года ВШКУ планирует предложить слушателям заочное изучение на русском языке нескольких курсов по менеджменту и маркетингу германской Экономической академии (AFW, Бад-Гарцбург) с получением соответствующих сертификатов. А также курс по энергоэффективному менеджменту Датского института в Херлинге. Намечено введение новых специализаций на базе сотрудничества со Швейцарской бизнес-школой (SBS, Цюрих).
Вступление России в ВТО повышает внимание к процедурам международной сертификации, управлению качеством. Школы на это стараются реагировать. Например, в ВКШ вводится новый и очень актуальный для российской экономики курс «Комплексное управление качеством» профессора P.M. Тихонова (72 часа).
Любопытной для многих потенциальных студентов представляется возможность углубленно изучить опыт зарубежных стран. Если не рассматривать иностранные и совместные программы МВА (две немецкие в АНХ, две российско-французские), почему-то больше всего вариантов предлагается по Японии. В частности, Японский образовательный центр действует в МИРБИС. Серьезное внимание изучению менеджмента по-японски уделяют также в Высшей школе бизнеса (ВШБ) МГУ, открытой в 2001 году.

Специфика подходов
В нынешней ситуации самое ценное, чем могут похвастаться школы — это репутация, сложившаяся за годы работы, а также костяк преподавателей. Многие из них прошли стажировки в зарубежных университетах, активно занимаются консультированием. Если вам что-то говорят фамилии «звезд», если вы знакомы с выходящей в России деловой литературой, то сможете сделать правильный выбор. Как отмечает директор Американо-Российского бизнес-института Международного независимого эколого-политологического университета Олег Орчаков, сегодня происходит «постепенная смена преподавательского состава бизнес-школ. На место преподавателей-политэкономов советского периода приходят те, кто на практике знаком как с западным бизнес-образованием и его стандартами, так и с реальным бизнесом (особенно российским)».
Сильной стороной некоторых школ является неформальный, «не для галочки» подход к выпускным аттестационным работам, то есть по сути магистерским диссертациям, которые требуются по нормам Госстандарта. Как известно, на Западе итоговый проект чаще всего выполняется как консалтинговое исследование в интересах реальной компании. По этому пути, в частности, пошла Высшая школа финансового менеджмента (ВШФМ) Академии народного хозяйства при правительстве РФ, которая предлагает программу с акцентом на финансы. «С моей точки зрения, главным в оценке качества подготовки слушателей выступает качество их выпускного проекта, — говорит декан ВШФМ Е.Н. Лобанова. — Например, у нас в ходе его разработки каждый слушатель решает конкретную управленческую проблему, практически значимую для его предприятия». Этот подход разделяют в ЦКТ АНХ. Говорит Елена Кручинина: «Для нас диплом — это не обзор того, что они вычитали в библиотеке, не цитатники. Это самостоятельно выполненный отчет по конкретно поставленной задаче, похожий на тот, что представляют консалтинговые фирмы». В ФАПО АНХ дипломная работа тоже готовится как бизнес-план по совершенствованию работы фирмы или ее подразделения, где трудится слушатель.
Серьезное влияние на качество обучения обещает оказать начавшееся ужесточение вступительных требований. Практически все школы сегодня получают больше заявок, чем имеют мест, и потому могут выбирать, кому отдать предпочтение. Более серьезный отбор претендентов приводит к тому, что программы МВА посещают слушатели приблизительно одного уровня подготовки, что положительно сказывается на отдаче.

Соус к основному блюду
Больная для российского бизнес-образования тема, вокруг которой постоянно вспыхивают споры, — это аккредитация в международных ассоциациях. Попыток предпринималось много, но пока добилась своего только одна российская МВА при Институте экономики и финансов «Синергия» Российской экономической академии им. Плеханова. Она получила аккредитацию АМВА (Association of MBAs, Великобритания). Другие же пока довольствуются членством в тех или иных ассоциациях, что дает возможность ездить на конференции, завязывать важные контакты, получать информационно-методическую поддержку. Кстати, почти не осталось школ, не вступивших в Российскую ассоциацию бизнес-образования. Избегает ее только ВШБ МГУ, видимо считая, что бренд МГУ не требует никаких дополнительных регалий.
Некоторые школы уделяют большое внимание участию в разного рода внутрироссийских и международных состязаниях. Например, команды Классической бизнес-школы (КБС, г. Королев) уже 4 года подряд побеждают в соревнованиях бизнес-школ по анализу бизнес-ситуаций Moscow Case Competition, проводимых Американской торговой палатой.
Как мы отметили, идет активная работа с выпускниками. В ВШКУ слеты выпускников проходят каждый год. Кстати, в этом году такое мероприятие будет впервые проведено за пределами Москвы, в Башкортостане, по инициативе выпускника из Уфы.
Некоторые школы развернули издательскую деятельность, что свидетельствует о том, что в стенах учебного заведения ведется определенная научно-исследовательская работа. Более всего на этой ниве, пожалуй, прославилась Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. Впрочем, свою издательскую программу имеет также ЦКТ АНХ. «В настоящее время у нас вышло уже 18 книг, аналогичных которым нет, — комментирует начальник учебно-методического отдела ЦКТ АНХ Елена Кручинина. — В частности, в последнее время изданы несколько новых учебно-методических пособий, в том числе «Организация разработки нового товара», «Управление интеллектуальной собственностью и др.».
Все школы потихоньку занимаются развитием инфраструктуры, позволяющей — как в ведущих зарубежных учебных заведениях — оперативно получать доступ к свежей деловой информации и базам данных. Например, ВШМБ приступила к реализации проекта «Электронная библиотека», призванного дать студентам и преподавателям возможность работы с электронным каталогом через Интернет, обеспечить доступ к ресурсам Всемирной сети. Есть и другие подобные проекты.
Итак, теперь вы имеете некоторое представление о российских программах МВА. Подчеркнем, мы не пытались составить рейтинг или выделить их основные, определяющие черты. Скорее, это лишь «штрихи к портрету», которые могут помочь вам по-новому взглянуть на рассматриваемые бизнес-школы. Удачного выбора!

* Игорь Липсиц включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.