• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

44 по русскому Как журналисты единый госэкзамен сдавали

Еженедельный журнал. 2003. № 41. 20 октября

Расхожее мнение о том, что у большинства журналистов хромает грамотность, экспериментально опровергнуто. 14 октября Министерство образования устроило для представителей московских СМИ единый экзамен по самому близкому для нас школьному предмету - русскому языку. И, вопреки ожиданиям, министр Владимир Филиппов признал, что журналисты сдали его очень неплохо.

Расхожее мнение о том, что у большинства журналистов хромает грамотность, экспериментально опровергнуто. 14 октября Министерство образования устроило для представителей московских СМИ единый экзамен по самому близкому для нас школьному предмету - русскому языку. И, вопреки ожиданиям, министр Владимир Филиппов признал, что журналисты сдали его очень неплохо.
Явившимся к назначенному времени выдали задания и бланки для записи ответов - точно такие же, какие получают выпускники школ. И пока министерское начальство и представители регионов обсуждали на коллегии итоги эксперимента по введению ЕГЭ (эксперимент проводится с 2001 г., а в 2005 г. ЕГЭ станет обязательным для выпускников школ по всей стране), журналисты веселились. В отличие от настоящих школьников нам не мешали списывать, болтать с соседями и пользоваться мобильниками.
Экзамен состоял из двух разделов. В разделе "А" нужно было на каждый вопрос выбрать один правильный ответ из четырех предложенных. В разделе "В" -самостоятельно вписать в бланк краткие ответы (слова или числа). Результат оценивал компьютер. А вот раздел "С", также обязательный для настоящего школьного ЕГЭ, - написать сочинение-рассуждение по поводу небольшого текста - нам не предложили, поскольку его должны проверять "вручную" два преподавателя, школьный и вузовский, а таковых приглашать не стали.
Многие задания части "А" оказались простыми до смешного. Например, предлагалось из нескольких рядов фамилий выбрать тот, где они расположены в строгом алфавитном порядке: "Крутой, Кторов, Леднев, Левшин, Мишин", "Левшин, Леднев, Мишин, Кторов, Крутой" и еще два неверных варианта. Или спрашивалось, в каком из слов произносится гласный [о]: "выкормить", "береза", "шептать", "полевая". Вот еще примеры несложных заданий. В каком слове на месте пропуска пишется буква "е": "закле...вший", "учу...ли", "встревож...нный", "отча...вшись". Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: "у болгар", "с пятьюстами рублями", "трое дочерей", "беги домой".
Чтобы выполнить задания A31-33 и семь заданий части "В", пришлось прочитать мудреную публицистическую статью из 28 предложений. Ее автор, педагог и писатель Симон Соловейчик, размышляет о том, что такое вера и нужен ли для нее особый талант. Требовалось, к примеру, выписать из указанного предложения словосочетание со связью типа "примыкание", найти в первых трех абзацах сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных.
На мой взгляд, задания были не слишком сложны, сформулированы корректно, так что прилежный ученик с нормальными способностями вполне может набрать на этом экзамене высокие баллы. Главное - не ошибиться при занесении ответов в бланки, а к этому детей нужно начать готовить задолго до экзамена. Кое-кто из журналистов выражал мнение, что многие вопросы части "А" чересчур просты. В этом, однако, есть свой расчет: "тройку" (т.е. 26-50 баллов из 100) сможет заработать даже самый закоренелый двоечник.
Все задания разделов "А" и "В" в сумме "стоят" 52 балла, оставшиеся 48 приходятся на раздел "С". Чтобы их заработать, нужно написать небольшое эссе, в нашем случае - по поводу текста Соловейчика. В эссе требовалось "отметить два-три языковых средства, характерных для данного текста, объяснить их роль и привести примеры использования их в тексте". Задание, надо сказать, непростое: именно на нем обычно "срезают" школьников. Да и критерии его оценки не столь четкие, как в первых двух разделах.
Признаюсь, у меня возникли трудности с вопросами по теории языка. Несмотря на полученное пять лет назад журналистское образование, я напрочь забыл, что такое примыкание, какие местоимения являются указательными и как найти в тексте синтаксический параллелизм. Поэтому часть ответов на такие вопросы я бессовестно списал у журналистки из "Комсомольской правды", филолога по образованию. Часть ответов пришлось дать наугад, и, видимо, на этом я и погорел.
Результаты экзамена огласил лично министр образования. Средний балл журналистов -42 из 52 возможных. Моя соседка-филолог, набравшая больше всех-50 баллов, -ликовала. Пожилая коллега из известной московской газеты, дотянувшая лишь до 38, с досады засыпала Владимира Филиппова вопросами и упреками по поводу недостатков ЕГЭ. А обозреватель "Журнала" получил - стыдно сказать лишь 44 балла. Вручая мне сертификат, министр, впрочем, отметил, что результат весьма высок, и тут же определил причину: "Натренировался... меня критиковать".