• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экспорт образования, а не кадров

Эксперт. 2004. № 24. 28 июня

Если уже в ближайшем будущем не появится реальный спрос на созданный научный потенциал, любые меры по его поддержанию и тем более воспроизводству не будут иметь эффекта - мы лишь вновь закопаем в землю бюджетные деньги

Если уже в ближайшем будущем не появится реальный спрос на созданный научный потенциал, любые меры по его поддержанию и тем более воспроизводству не будут иметь эффекта - мы лишь вновь закопаем в землю бюджетные деньги

В качестве одного из ресурсов, на которых могло бы базироваться устойчивое развитие российской экономики, традиционно называют мощный научно-технический и образовательный потенциал, сформированный еще в советское время за счет государственных инвестиций. Можно ли задействовать этот потенциал для экономического развития и что для этого нужно?
Отвечая на этот вопрос, многие начинают с того, что прежде всего необходимо в разы увеличить бюджетное финансирование науки и образования - со ссылками на соответствующие расходы в США и в Европе. Однако при всей их социальной значимости эти отрасли не существуют сами по себе, и вложения в них дадут отдачу только в том случае, если российские научные разработки и образовательные услуги будут востребованы бизнесом.
К сожалению, в рамках текущих тенденций мы вряд ли можем рассчитывать на какие-либо качественные изменения в ближайшей перспективе. По данным различных опросов, российские предприятия не предъявляют особого спроса на потенциал российской науки и пока нет признаков того, что спрос может возрасти в ближайшие годы. Спрос на образование предъявляется и будет предъявляться в основном домохозяйствами, ресурсы которых объективно ограничены низким уровнем средних доходов, а также сильной дифференциацией между разными доходными группами. Для коммерческого финансирования образовательных учреждений наиболее значимым является платежеспособный спрос среднего класса, однако он по-прежнему остается слишком узким.
Российская экономика в ее нынешнем состоянии объективно не дозрела даже до того сжимающегося запаса знаний, который еще сохранился в российской науке и образовании, а также до тех возможностей, которые предоставляют бизнесу современные информационно-коммуникационные технологии. Если уже в ближайшем будущем не появится реальный спрос на созданный научный потенциал, любые меры по его поддержанию и тем более воспроизводству не будут иметь эффекта - мы лишь вновь закопаем в землю бюджетные деньги.
Наиболее очевидное, лежащее на поверхности решение - это стимулирование спроса на новые технологии и инновации со стороны национальных компаний посредством различных инструментов и механизмов, уменьшающих риски их применения. Опыт других стран показывает, что весьма эффективными здесь оказываются государственные программы, которые предоставляют венчурное финансирование (или софинансирование) под инновационные проекты, предлагаемые малым и средним бизнесом. Известные зарубежные аналоги - программа SBIR, действующая в США с начала 1980-х годов и во многом обеспечившая технологический рывок США в 1990-е годы, программа поддержки реализуемых на базе университетов инновационных технологических проектов в Израиле, программы Фонда Чили.
Косвенные меры стимулирования спроса на инновации также могут быть связаны с расширением программ подготовки и переподготовки кадров для бизнеса. Например, весьма успешной в этом отношении является Президентская программа переподготовки управленческих кадров. Однако следует сознавать, что такие меры смогут дать эффект только в среднесрочной перспективе.
С учетом ограниченности внутреннего спроса имеет смысл попытаться организовать продажу российских знаний на мировом рынке. Надо попытаться начать интеграцию в глобальную "новую экономику" не через продажу некоей еще не произведенной высокотехнологичной продукции, а непосредственно с секторов самой российской "экономики знаний".
На наш взгляд, существующая система РАН или система образования не в состоянии это сделать. Маловероятно также, что подобную задачу сможет решить какая-нибудь государственная структура. Тем не менее такая задача может быть решена в рамках кооперации правительства с российским бизнесом и, возможно, с некоторыми международными организациями.
Конкретными организационными формами реализации этой идеи может быть создание частно-государственных корпораций "Рособразование" (по аналогии с "Росвооружением") и Russia Research. Их основной задачей должно быть продвижение на мировой рынок российских образовательных услуг, а также результатов российских НИОКР. В обоих случаях деятельность корпораций должна быть коммерческой, но ее итоги должны подводиться на достаточно длинном временном горизонте. При этом основным целевым индикатором должен быть объем экспорта образовательных услуг или научных разработок. Факт устойчиво расширяющегося экспорта сегодня является ключевым индикатором реальной конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, прежде всего в технологичных отраслях, где нет резких колебаний ценовой конъюнктуры, характерных для сырьевых рынков.
Для обеспечения эффективности деятельности этих корпораций важно, чтобы в них принимал реальное участие крупный российский бизнес - посредством вхождения в уставный капитал, участия в наблюдательных советах и делегирования кадров в рабочий аппарат. При этом правительство тоже должно внести свой денежный вклад в уставный фонд корпораций. Правительство также может сыграть важную роль в привлечении внешних финансовых ресурсов.
Спрос на российские образовательные услуги может предъявляться странами третьего мира. Вместе с тем очевидно, что даже при относительно низкой стоимости российских программ они могут быть недоступны по цене для таких потенциальных потребителей. В этих условиях со стороны России могут быть инициированы новые программы заимствований, ориентированные на страны третьего мира, с условием софинансирования с их стороны и со стороны Всемирного банка. Возможный вариант - оплата банком из заемных средств части стоимости обучения студентов из той или иной страны в любом университете, выбранном этой страной из списка аккредитованных Всемирным банком.