• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зашкалило Как изменится система школьных оценок

Газета. 2004. № 141. 5 августа

В эксперименте по отмене 5-балльной системы в начальной школе, который стартовал в 2000 году, участвует уже более полутора тысяч школ. В новом учебном году от двоек и пятерок откажется еще ряд школ во всех регионах. В некоторых учебных заведениях детей оценивают по 100-балльной шкале, в некоторых - по 10-балльной, а где-то им вместо оценок выдаются словесные характеристики. В Министерстве образования и науки РФ говорят, что если все пройдет удачно, то есть удастся унифицировать школьные отметки и баллы за единый госэкзамен (ЕГЭ) и снизить психологическую нагрузку на ребенка, руководству российских школ будет предложено выбрать любую систему оценок во всех классах.

В эксперименте по отмене 5-балльной системы в начальной школе, который стартовал в 2000 году, участвует уже более полутора тысяч школ. В новом учебном году от двоек и пятерок откажется еще ряд школ во всех регионах. В некоторых учебных заведениях детей оценивают по 100-балльной шкале, в некоторых - по 10-балльной, а где-то им вместо оценок выдаются словесные характеристики. В Министерстве образования и науки РФ говорят, что если все пройдет удачно, то есть удастся унифицировать школьные отметки и баллы за единый госэкзамен (ЕГЭ) и снизить психологическую нагрузку на ребенка, руководству российских школ будет предложено выбрать любую систему оценок во всех классах.

Через несколько лет не будет ни пятерок, ни двоек
В федеральном законе "Об образовании" говорится, что учебное заведение "самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся". Так что уже сейчас никто не вправе запретить школе отказаться от традиционной 5-балльной шкалы. Как объяснила Газете начальник управления дошкольного и общего образования департамента образования Москвы Ольга Держицкая, "согласно закону отмена оценок может быть рекомендована, но не навязана руководству школ; при этом, если школа выбирает, например, 20-балльную систему, в уставе должно быть прописано, как она соотносится с 5-балльной". Специалист управления дошкольного и общего среднего образования московского комитета образования Наталья Шелахина полагает, что введение единого госэкзамена - знак того, что через несколько лет не будет ни пятерок, ни двоек, причем система оценивания изменится во всех классах. У альтернативной системы оценок, в том числе безотметочной, есть свои сторонники и противники. В департаменте образования Москвы считают, что ребенок с первого класса должен готовиться к тому, что его будут оценивать. Но чиновники департамента допускают, что оценивать можно по-разному: при помощи баллов, характеристик, системы зачетов. Большинство школ в России пока не определились, какой системе оценок отдать предпочтение.

"Отметка - это нацеленная в лоб ребенку винтовка"
Истоки безотметочной системы обучения лежат в так называемой вальдорфской школе педагогики, родоначальником которой является немецкий философ Рудольф Штайнер. Сторонники вальдорфской школы убеждены, что для ребенка главное не образование и накопление знаний, а формирование гармоничной личности. У гармонично развивающегося ребенка не должно быть страха перед двойкой. Поэтому в вальдорфской школе применяется безотметочная, но не безоценочная система. Учителя дают детям характеристики, в которых указываются успехи и неудачи ребенка, а не голые цифры. Продолжателем вальдорфской школы в России можно считать педагога Даниила Эльконина. Именно ему принадлежит крылатая фраза: "Отметка - это нацеленная в лоб ребенку винтовка". В начале 80-х безотметочный принцип был применен в московской школе N 91. Вместо погони за оценками детям предлагалось думать, искать, ошибаться.
Педагог и психолог Шалва Амонашвили тоже разработал свою систему обучения детей "Школа жизни", по которой многие учебные заведения работают с 1966 года. Главный принцип Амонашвили - всестороннее развитие личности ребенка, индивидуальный подход к каждому. Он, как и Эль-конин, выступает за безотметочное образование. По его теории, отметка для ребенка как наркотик, и школьник уже не может обходиться без этого допинга. В погоне за пятерками дети придумывают шпаргалки, списывают, хитрят. Кроме того что отметки будят в детях дурные качества, они еще и охраняют авторитаризм учителя. В "Школе жизни" практикуется так называемая "содержательная оценка". Детей учат навыкам самооценки и самоанализа. Два раза в год дети готовят для родителей портфолио со своими работами, а учителя составляют характеристики на каждого ребенка.

На все сто
Московская школа N 1724 давно участвует в эксперименте по изменению действующей системы оценок. Руководство школы считает, что нынешняя система вызывает у детей чувство страха, является причиной разлада между учащимися и взрослыми, пробуждает у детей зависть. В этой школе оценки не ставятся в первом и втором классах. С третьего вводится 5-балльная система. При этом среди учащихся третьего класса проводится специальное тестирование по русскому языку, которое оценивается по 100-балльной шкале. 100-балльная шкала измерения легко переводится в 5-балльную. Так, результат ниже 50 баллов соответствует оценке "два". От 50 до 69 - рассматривается как привычная тройка. От 79 до 89 - как "хорошо". А от 90 до 100 баллов - принимается за "отлично". 100-балльная система нравится и родителям, и детям даже больше безотметочной. По их мнению, дифференцированная оценка позволяет фиксировать успехи ребенка и создает стимул к учебе. В столичной прогимназии N 1756 100-балльная система используется в экзамене по английскому языку международного сертификата Pitman. Пятерка соответствует 100-95 баллам, четверка - 94-85, тройка - 85-70. Ниже 70 считается "неудом". В первом классе этой прогимназии практикуется также "критериальная" оценка учащихся. Учителя вводят понятие "отличный ученик", который может решать нестандартные задачи, умеет предвидеть последствия своей деятельности. Антипод отличного ученика - неуспевающий. Он не может довести до конца большинство заданий, не умеет самостоятельно работать, нуждается в напоминаниях, не умеет сконцентрироваться и редко участвует в публичных обсуждениях на уроках. По мнению руководства, оценивание детей с использованием словесных характеристик способствует большей объективности и позволяет ребенку исправлять свои ошибки. Ребенок понимает, за что именно он получает низкую оценку, и может самосовершенствоваться.

20 баллов
Учителя математики столичной школы N 149 уже в течение десяти лет используют 20-балльную систему оценивания. По мнению заведующей кафедрой точных наук этой школы Татьяны Ляпишко, 20-балльная система позволяет индивидуально подходить к ученикам и к тому же легко переводится в традиционную 5-балльную. Так, 19-20 баллов - это "пять", 16-18 - "четыре", 12-15- "три", 7-11 - "неуд". Зато "кол" остается таковым даже при 20-балльной системе. Оценка выставляется следующим образом: ученик получает карточку с контрольной работой, каждое задание оценивается по 20-балльной шкале, итоговая оценка выставляется как среднее арифметическое.

В десятку
В школе N 1968 Москвы учителя предпочли 10-балльную систему. Обычной пятерке соответствует 9-10 баллов, четверке - 6-8 баллов, тройке - 3-5, двойке и единице - 1-2 балла. К каждому баллу прилагается словесная характеристика школьника. Например, 10 ставится за оригинальность и нестандартный подход к решению поставленных задач, 8 - за умение самостоятельно исправлять допущенные ошибки, 4 - за умение решать типовые задачи, но неспособность объяснить и доказать, почему сделал так, а не иначе. Единица достается пассивным ученикам, не демонстрирующим самостоятельную мыслительную деятельность.

Сам себе оценщик
Свое ноу-хау есть у учителей московской школы N 1296. Каждому учащемуся выдается так называемый "экран успеха", в котором дети сами выставляют себе оценки, обозначая их буквами. Каждой букве соответствует словесная характеристика. "А" означает заинтересованность в изучении материала, способность усвоить новое, высокую активность в работе. "В" выставляется за неумение использовать весь свой потенциал при общей заинтересованности в предмете и активности на занятиях. "С" характеризует пассивность на уроке, нерегулярное выполнение домашних заданий, нежелание прикладывать достаточно усилий для достижения поставленных преподавателем целей. При анализе индивидуальных "экранов" оказывается, что у некоторых детей в начале эксперимента была завышенная самооценка, у некоторых - заниженная. Со временем дети начинают оценивать себя объективно.

К единому знаменателю
Как видите, школы, участвующие в эксперименте, применяют разные системы оценок и их конвертации в 5-балльную. Но как только большинство российских школ решит отказаться от привычной системы оценок, им будет предложена единая система пересчета баллов. Скорее всего, она будет приближена к уже существующей схеме перевода баллов по ЕГЭ. Екатерина Каширская, детский психолог, рассказала Газете: "Альтернативные (100-, 20-, 10-балльные) системы хороши тем, что они допускают большую вариативность при оценивании работы ребенка. А вариативность, нюансы - это всегда полезно. Они способствуют вырабатыванию у ребенка разностороннего взгляда на мир, широты мировосприятия. Сейчас учитель говорит: "Садись, "четыре с плюсом". И ребенок понимает - "четыре с плюсом", это не "пять", значит, он недостаточно хорош. А когда ребенку ставят 95, или 78, или 56, здесь уже сложнее навешивать ярлыки. Хороша альтернативная система оценивания еще и тем, что она позволяет ребенку говорить на одном языке со всем цивилизованным миром. Ребенок поедет в Англию получать высшее образование и уже будет готов к тому, что ему будут ставить не пятерки и тройки, а 98 и 45. Единственная проблема кроется в преподавателях. Их же надо переучивать. Они же воспитаны на советской образовательной системе, а переучить весь российский преподавательский корпус - это значит перестроить всю систему подготовки учителей".

Как будут работать с отстающими в новом учебном году
Департамент образования Москвы решил с 1 сентября проводить в школах медико-психолого-педагогические консилиумы, на которых специалисты будут решать проблемы плохой успеваемости учеников. Участниками этих консилиумов станут психолог, завуч, классный руководитель, социальный педагог и медик. Они будут беседовать с детьми и их родителями, чтобы выяснить, нормально ли протекает психологическое и социальное развитие учащихся. Детям будут выдаваться специальные характеристики. Предполагается, что медики займутся обследованием физического состояния отстающих, станут выявлять отклонения и устанавливать допустимую для каждого ребенка нагрузку. В пресс-службе департамента Газете пояснили, что это нововведение носит рекомендательный и экспериментальный характер. "Никакого приказа пока нет. Это просто идея, которая будет по мере возможности реализовываться в тех школах, где руководство сочтет нужным. Никакого специального финансирования выделяться не будет. В каждой школе и так есть люди, которые получают зарплату за работу с детьми", - рассказали Газете в департаменте.