• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Не надо заглядываться на эти деньги" Повышать зарплату учителя за счет нефтедолларов нельзя. А за счет родителей можно?

Первое сентября. 2005. № 14. 26 февраля

..."Зарплату работникам сферы нужно повышать немедля и в разы, это ясно как день. И продавить такое решение способен лишь министр. Это его гражданский долг и исключительное право: узлом завяжись, а отрасль убереги от нищеты", - поддержал Днепрова на парламентских слушаниях ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов...

Пожалуй, еще ни одно из заявлений Андрея Фурсенко на посту министра образования не получало такой жесткой ответной реакции, как отказ существенно повысить зарплаты учителям. И даже в принципе бороться за такое повышение.
Напомним, во время недавней встречи с руководителями молодежных и детских организаций министр в ответ на чей-то вопрос по поводу переизбытка нефтедолларов в казне ответил:
- Не надо заглядываться на эти деньги. Они не заработаны, а выручены от продажи природных ресурсов. Следовательно, принадлежат будущим поколениям, при чем тут мы?..
Спорное суждение. Будущие поколения как раз и садятся сегодня за учебные парты.
"Это просто политический цинизм, - откликнулся на реплику Андрея Фурсенко в эфире радиостанции "Свобода" экс-министр образования РФ Эдуард Днепров. - Мы купаемся в нефтедолларах; господин Кудрин спит, как собака на сене, на золотовалютном запасе. И при этом у страны нет денег на две главные движущие силы - науку и образование?"
"Зарплату работникам сферы нужно повышать немедля и в разы, это ясно как день. И продавить такое решение способен лишь министр. Это его гражданский долг и исключительное право: узлом завяжись, а отрасль убереги от нищеты", - поддержал Днепрова на парламентских слушаниях ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Кого ни спроси, с этим согласны все (кроме, сколь это ни парадоксально, отраслевых профсоюзов!!!) - ведущие экономисты в области образования, давно пророчащие школе кадровую катастрофу и финансовый тупик; ректоры педагогических вузов, институтов повышения квалификации; политики, бизнесмены и, разумеется, родители учеников. Даже в комфортно обустроенных кабинетах Белого дома довелось услышать от довольно крупного начальника что-то вроде крика вопиющего в чиновничьей пустыне: "Что за странный перекос: моя секретарша получает 500 долларов в месяц за несопоставимо более легкий и непыльный труд. А учитель, работающий на пределе возможностей и часто за пределами, - в пять раз меньше. Где тут логика?"
В самом деле, где? Можно ли как-то исправить этот абсурд?
Вот что предлагает академик РАО Эдуард Днепров.
Приводя один из ключевых постулатов: "создание условий для повышения зарплаты учителей" - "приоритетных направлений развития образования", Эдуард Днепров спрашивает: "Какое создание? Каких условий? Зарплату учителей надо повышать без всяких условий!"
Ту же, по сути, мысль высказывает и Ярослав Кузьминов, настаивая на десятикратном как минимум росте достатка хотя бы городских преподавателей. Только так, уверен Ярослав Иванович, можно предотвратить "тотальное вырождение и превращение отрасли в систему псевдообразования".
В чем же загвоздка? Почему ни президент, ни кабинет министров, празднующий небывалый профицит бюджета, не идут навстречу столь простым, давно выстраданным решениям?
Нам говорят: ну что вы, как дети, не понимаете! Производя требуемое повышение, наказываем-то всю страну. Раскручивая маховик инфляции, бьем по карману миллионов, в том числе и тех, о чьем благе печемся. Инфляция благополучно съест любое повышение, а школа так и останется у разбитого корыта.
Что же предлагают вместо и во избежание сей мрачной перспективы министр и его идеологическая команда?
Авторы новой стратегии во главе с главой Департамента школьной политики МОН Исааком Калиной, его заместителем Игорем Реморенко и экономистом Татьяной Клячко решили разгрузить на четверть Базисный учебный план (БУП) и объявить эту распахнутую "форточку" в расписании платной. С точки зрения экономики идея, при всей ее бесхитростной простоте, может, и безупречна. А если смотреть шире и чуть дальше?
Сочинители программы, по существу, покусились на конституционную норму - право на бесплатное образование. Но вроде как украдкой, без особенного шума. Переписывать главный закон государства никто, похоже, и не собирается.
Три года назад авторы одной из очередных кремлевских доктрин крупно вывели на своих знаменах: "Государство возвращается в образование". Ну а на деле? Как видим, события развиваются в прямо противоположном направлении.
Но стоит лишь начать процесс разгосударствления образования, войти во вкус, а там стихийную монетизацию знаний уже ничем не остановишь. Может, сперва подумать, взвесить все "за" и "против", предложить не один, а двадцать, двести двадцать вариантов развязывания тугих образовательных узлов? Ведь как любит говорить человек, которого мы часто видим в теленовостях: "Перебор всегда возможен и часто случается". А ну как и вправду кое-где администраторы начнут силой загонять детей на добровольно-платные услуги второй половины дня? А виновными во всех грехах назначат, как всегда, учителя. Как избежать подобного развития событий?
Именно этот вопрос обсуждался 2 февраля на закрытом совещании у Владимира Путина с участием Михаила Фрадкова, Алексея Кудрина, Германа Грефа, Андрея Фурсенко, а также председателя Центрального банка Сергея Игнатьева. "Окончательных решений принято не было", - скупо сообщил "Стране.Ru" Аркадий Дворкович, начальник Экспертного управления Президента РФ.Что ж, значит, министру и его единомышленникам пока еще есть о чем подумать. Хотя, если честно, лимит времени у генералов от педагогики давно исчерпан.