• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

МВА: здесь искусно стиралась грань между теорией и деятельностью

Элитное образование. 2005. № 4. 9 июня

...В качестве возможных вариантов я рассматривала несколько бизнес-школ. Я обращала внимание на такие параметры, как набор предлагаемых дисциплин, преподаватели, расписание занятий, месторасположение — и в итоге ВШМ ГУ — ВШЭ заинтересовала меня больше всего. Кроме того, ВШЭ — как университет — развивалась очень динамично, и это мне также импонировало...

Светлана Деева, выпускница программы МВА Высшей школы менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики 2003 года:

В 1985 году я закончила факультет экономической кибернетики РАЗ им. Г. В. Плеханова, а в 1997 году получила аттестат профессионального бухгалтера и до 1992 года я работала программистом. Затем — в ряде финансовых служб организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. В 2001 году я пришла в ОАО «Регистратор Р.О.С.Т.»,где работаю и сейчас в должности финансового директора.
В моей жизни образование занимает очень важное место. Думаю, что не ошиблась в выборе института. В то время я даже не могла представить, что моя работа будет связана с финансами, бухгалтерией — безусловно, «Экономическая кибернетика» звучала гораздо современнее.
В моем институтском дипломе в графе «Специальность» написано «экономист-математик». И математические, и экономические дисциплины преподавались у нас на высоком уровне. Пожалуй, только с бухгалтерским учетом мне не очень повезло. Но математические знания дали основу логического мышления, которое необходимо для понимания принципов бухгалтерского учета и финансовых отчетов. Словом, я всегда с большим теплом буду вспоминать «Плешку».
Работая программистом — сначала в НИИ, а затем в компании, занимающейся разработкой программного обеспечения для предприятий, я поняла, что процессы организации производства, бухгалтерия на самом деле очень интересны. Бухгалтеры в то время вообще были более востребованы. А у меня, к тому же, было преимущество — хорошее владение компьютером. Да и экономические интересы имели место. Так началась моя карьера в финансовых службах. Это было интересное время. Бухгалтерское, налоговое законодательства непрерывно менялись. Кроме того, компании, в которых я работала, являлись профессиональными участниками рынка ценных бумаг — рынка, который формировался фактически на моих глазах.
Переход к другой деятельности потребовал дополнительных знаний. Начиная с 1992 года и до сегодняшнего дня, моя жизнь — это постоянное обучение, углубление знаний, как в области финансов, так и в области ценных бумаг. В 1992-м я была принята па должность бухгалтера в финансовую компанию «Деловые услуги». Затем работала главным бухгалтером в инвестиционных компаниях — «ЦентрИнвест», «Ренессанс Капитал». В настоящее время я — финансовый директор компании, занимающейся ведением реестров акционеров — ОАО «Регистратор Р.О.С.Т.». Все эти компании являются лидерами рынка ценных бумаг, так что к своим сотрудникам и к уровню их квалификации здесь предъявляются соответствующие требования. Поэтому в 1997 году я сдала экзамен на получение аттестата профессионального бухгалтера, ежегодно прохожу обязательное обучение, а кроме того, стараюсь участвовать в специализированных конференциях и семинарах, самостоятельно изучаю большое количество литературы.
Программой МВА заинтересовалась сразу же, как только она появилась в России. Вариант зарубежного обучения был для меня недоступен — и экономически, и из-за невозможности (или скорее нежелания) оставить семью даже на короткое время. Программу «Стратегический менеджмент» я выбрала по двум причинам: во-первых, на момент моего поступления в бизнес-школу эта программа имела государственную аккредитацию; во-вторых, существуют определенные трудности перевода финансовой информации с «бухгалтерского» языка на «директорский» — и у меня возникло огромное желание овладеть этим редким искусством.И еще надо отметить, что интерес к программе МВА был вызван недостатком управленческих знаний. Ведь человеку, вышедшему на уровень главного бухгалтера, необходимы не только специальные знания, но и умение организовать работу подразделения, подобрать правильную мотивацию для сотрудников. А одних организаторских способностей и интуиции для успешной работы недостаточно.
В качестве возможных вариантов я рассматривала несколько бизнес-школ. Я обращала внимание на такие параметры, как набор предлагаемых дисциплин, преподаватели, расписание занятий, месторасположение — и в итоге ВШМ ГУ — ВШЭ заинтересовала меня больше всего. Кроме того, ВШЭ — как университет — развивалась очень динамично, и это мне также импонировало.
В целом я высоко оценила программу — и с точки зрения ее сбалансированности, и с точки зрения наполнения. Около 1 000 аудиторных часов отводилось па лекции, практические занятия, так называемый разбор кейсов. А домашние задания и экзамены позволяли закрепить пройденный материал, иначе, если честно, не каждый нашел бы в себе силы после лекций почитать учебники. Перед каждым экзаменом слушателям выдавался опросный лист (анкета) по пройденному курсу. Поэтому оценка содержания курса, мастерства преподавателя была объективной и не зависела от результатов экзамена. Результат экзамена также не зависел от высказанного мнения.
Стоит отметить очень высокую квалификацию преподавателей. Лекции таких педагогов как Филанович, Дятлов, Липсиц, Нуреев — просто выше всяких похвал. Огромное удовольствие (вот именно удовольствие!) доставили курсы по финансам Ивашковской, Шишковой, по эмиссионной деятельности Берзона. Кроме того, BШM приглашала лучших преподавателей из других бизнес-школ. И, безусловно, нельзя не сказать об особой творческой обстановке на занятиях.
Состав слушателей у нас был разнообразный, но, в основном, «мужской». В нашей группе все слушатели были настолько яркими личностями, что даже сложно говорить об однородном коллективе. Безусловно, в процессе более чем 2-летнего обучения складывались свои традиции, теплые дружеские отношения. Обмен опытом, налаживающиеся деловые связи, как мне кажется, во многом зависят от сферы бизнеса, в которой работают слушатели. Если эти сферы не пересекаются, то обмен может быть, в основном, теоретическим. Если же есть общие интересы, то общение довольно быстро переходит в практическую область.
Получив степень МВА, я четко поняла разницу между высшим образованием и МВА-программами. Главная задача высшего образования — дать студентутеоретические знания, то есть основу для будущей работы. А на программу МВА приходят слушатели, уже имеющие практический опыт. Поэтому у бизнес-школы другие цели — не столько дать набор знаний, сколько, скорее, расставить ориентиры в современных управленческих тенденциях, сформировать отношение к управленческим процессам (планированию, реализации проектов, управлению знаниями, мотивации), дать возможность изучить опыт других менеджеров и добиться успеха, по возможности не совершая ошибок.
Главное, в чем помогают убедиться годы обучения в бизнес-школе — все зависит не от количества прослушанных лекций и объема прочитанных книг (даже если эти лекции в ВШМ), а от тебя самого, от того, насколько ты можешь реализовать задуманное, получить результат. Многие знают «как» сделать, но не все достигают поставленной цели.
Если же говорить сугубо о личном, то поступление в бизнес-школу позволило мне претендовать на должность финансового директора, которую я сегодня и занимаю. Однако валено ведь не только сидеть в определенном кресле, по и соответствовать своей позиции в компании. Обучение по программе МВА дало мне возможность изменить отношение к управлению на предприятии в целом, более глубоко понять стратегию развития предприятия, процессы планирования. Без этого мне сложно было бы работать финансовым директором, в обязанности которого входят и разработка финансовой стратегии, и финансовое планирование, и многое другое.
Тем же, кто собирается пойти по моим МВА-стопам, советую, прежде всего внимательно изучить программу и предлагаемый ей набор дисциплин, понять, насколько данная программа подходит именно вам. Затем необходимо трезво оценить свои временные возможности на ближайшие 2-2,5 года: все занятия необходимо посещать, иначе знания будут отрывочными.
Но самое главное — необходимо сразу отказаться от иллюзии, что сам по себе диплом МВА круто изменит вашу жизнь. Все ваши достижения будут зависеть только от вашей целеустремленности, решительности, жизненной позиции.

* Публикация дана в сокращении