• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профильные школы, или Куда нас ведет очередная реформа?

Обучение в России. 2005. № 7-8. 14 июля

Еще два года назад стало известно, что с 1 сентября 2006 года российские школы полностью перейдут на профильную систему обучения. Под руководством экс-министра образования РФ Владимира Филиппова были определены новые образовательные программы. В настоящее время в Минобрнауки разрабатывается учебно-методическая база, повышают квалификацию учителя... А те, для кого это все предназначено, задаются вопросами - что же такое профильное обучение, что оно с собой несет и как использовать это новшество?

Еще два года назад стало известно, что с 1 сентября 2006 года российские школы полностью перейдут на профильную систему обучения. Под руководством экс-министра образования РФ Владимира Филиппова были определены новые образовательные программы. В настоящее время в Минобрнауки разрабатывается учебно-методическая база, повышают квалификацию учителя... А те, для кого это все предназначено, задаются вопросами - что же такое профильное обучение, что оно с собой несет и как использовать это новшество?

Последние годы сначала Министерство образования, а теперь - Минобрнауки РФ последовательно и целенаправленно сражалось с коррупцией в образовательной среде. Параллельно велась упорная борьба за повышение качества образования. Именно поэтому, несмотря на огромное сопротивление и фактически в приказном порядке, была принята такая откровенно шоковая мера, как единый государственный экзамен (ЕГЭ). В первую очередь для того, чтобы перекрыть поток взяток от поступающих к нечистым на руку вузовским преподавателям. Качество обучения в этом случае, к сожалению, оказывалось на втором месте.Следующей мерой по преодолению продажности на образовательном поле, а заодно и естественного улучшения качества знаний школьников, стало введение профильного образования в средних общеобразовательных школах. Механизмом, который позволил бы воплотить идею в жизнь, стали так называемые профильные школы, связанные с вузами или профильные классы в обычных школах.
Идея, к слову, далеко не нова - по сути, она лишь модификация имевшейся ранее формы профессиональной ориентации молодых людей перед окончанием школы - на учебно-производственных комбинатах. Однако, в отличие от прежней модели, когда распределение по профилям УПК происходило на учительских совещаниях без какого бы то ни было участия самих школьников, теперь, переходя из девятого в следующий класс, молодой человек вправе сам выбирать, по какой дороге идти дальше. То есть - получать ли полный набор всех знаний в объеме средней школы, или же начинать специализироваться в области, наиболее близкой ему по складу ума.
Тут, как повелось с давних пор, наиболее простое деление всегда происходит между «физиками» и «лириками» (технари - гуманитарии). Однако ни в коем случае нельзя забывать о естественно-научном, художественном, социально-экономическом направлениях человеческой деятельности. Чиновники министерства учли эти тонкости, и, возможно, именно поэтому данная мера - один из наиболее интересных результатов их коллегиальной работы.

Самый главный плюс
Хотя, как всегда, воплощение хорошей идеи в реальности оставляет желать лучшего. Во всяком случае в обществе уже больше двух лет по этому поводу ломаются копья. Так, например, проведенный ВЦИОМ опрос старшеклассников и их родителей показал, что вроде бы, с одной стороны, профилизация школ является одним из наиболее позитивно оцениваемых мероприятий проводимой министерством модернизации. В профильном обучении учащиеся видят, кроме этого, механизм, позволяющей учесть их способности и интересы. Но вместе с тем то, как идея реализуется, многих респондентов настораживает. Они отмечают, что введение профильных классов пока не решает проблему перегруженности школьников, увеличивается время на изучение профильных дисциплин, «... но по непрофильным предметам количество часов не уменьшается».
Увы, увы! Пока что введение профильной школы осуществляется несколько однобоко, без создания необходимых для этого условий. На практике в школах формируется 3 профильных класса - гуманитарный, математический и общеобразовательный. С точки зрения опрошенных, это весьма тревожный фактор, поскольку получается, что идея профильной школы на практике просто-напросто искажается! Концепция профильного обучения на старшей ступени образования, утвержденная Приказом министра образования от 18.07.2002, рекомендует пять примерных профилей. Причем как названия, так и содержание предлагаемых в Концепции профилей гораздо «интереснее» тех, которые приводятся в ответах респондентов. В Концепции рекомендовано было вводить социально-экономический, гуманитарный, естественно-математический, технологический и универсальный профили. При этом авторы понимали, что на базе этих профилей могут возникать еще и специализации. А на деле, как видим, получается намного более примитивная модель! А это может снизить интерес всех участников образовательного процесса к ее внедрению...
А между тем, как уже говорилось, идея хороша. Здесь уместно просто сказать об основном преимуществе идеи профильной школы.
Пока еще ЕГЭ, совмещающий в себе выпускной и вступительный, не введен повсеместно. И проблема подготовки к поступлению в вуз стоит по-прежнему остро. Прежде всего, это беспокоит ту часть абитуриентов и их родителей, которые не могут себе позволить нанимать частных репетиторов, но стремятся до поступления приобрести хоть какие-нибудь зацепки в выбранном вузе, Так вот, наши с вами профильные школы или отдельные классы, сориентированные на вуз (такие, как школа № 1134 при филологическом факультете МГУ или лицейские классы при РГГУ и РУДЫ), хотя и не готовят напрямую абитуриента к поступлению непосредственно в данный вуз, но, тем не менее, все же являются начальной ступенькой на пути в избранную специальность. Они помогают при минимуме материальных затрат преодолеть порог «школа-вуз», а кроме того, направляют общее развитие молодого человека в определенное русло и дают начальные знания в избранной им для себя области деятельности.
Ведь профильное обучение - это отличный способ индивидуализировать обучение, дать подростку возможность «пощупать» будущую профессию в самом, так сказать, «впечатлительном» возрасте. В том самом возрасте, когда контуры судьбы становятся более четкими, но еще непонятно, чем эти контуры заполнять.

Специалист со школьной скамьи
Специалисты Минобрнауки придумали профильное обучение, а стало быть, инициировали изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса, чтобы более полно учитывались интересы, склонности и способности учащихся. Профильное обучение, реализуемое на базе профильных школ, создает условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении дальнейшего образования.
Вот небольшой пример. Во всех лицейских и профильных классах школ учебного комплекса «Школа-вуз» при МЭИ обеспечивается завершение среднего образования учащихся старших и выпускных (одиннадцатых) классов с углубленным изучением математики, физики и информатики. Наряду с этим, дается профессиональная подготовка по ряду специальностей МЭИ. Преподавание по профилирующим дисциплинам, методическое обеспечение общеобразовательных дисциплин физико-математического цикла осуществляют профессора и преподаватели МЭИ.
А вот как решается проблема профильных школ в Московском психолого-педагогическом государственном университете. Университет поддерживает несколько образовательных программ на базе школ Москвы. Сточки зрения сотрудников и преподавателей МППГУ, образовательная программа «Психологический класс» является эффективным средством профориентации и подготовки учащихся старших классов школ г. Москвы к поступлению в МГППУ и другие вузы психолого-педагогического профиля.

Перспективы профильных школ
Ох, как же хочется благодушно надеяться, что добротная идея прорастет сквозь все бюрократические и вопреки инертности - да простят меня те учителя, которым небезразлично будущее их учеников! - преподавательских масс.Ведь уже есть даже перспективы развития этой идеи. Так, в министерских головах уже зреет мысль о том, что профильная школа - основная, но далеко не единственная форма реализации задач профильного образования. Вполне перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения. Так, например, отдельная школа, а также сеть школ и иных образовательных учреждений, будут реализовывать не только содержание выбранного профиля, но и предоставлять учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание других профильных курсов. Это - в случае, если у молодого человека есть желание не зацикливаться на чем-то одном, а попробовать себя не только, например, в сугубо технической области, но и, скажем, в художественной.
Такая возможность может быть реализована как на дистанционных курсах, факультативах или экстернатах, так и за счет объединения образовательных ресурсов различных учебных учреждений (общеобразовательные школы, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального образования, малые академии, заочные физико-математические школы и др.). Это позволит старшекласснику одной школы при необходимости воспользоваться образовательными услугами других школ или учреждений НПО и СПО. Речь, следовательно, идет о целенаправленном создании сети школ, учреждений дополнительного образования, НПО и СПО, обеспечивающей наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей старшеклассников.И тогда в скором будущем (если идея профильного обучения не заглохнет из-за министерских разногласий, перестановок и прочих интриг) мы получим две интересные модели профильной школы: внутришкольная профилизация и так называемая сетевая организация.
Ведь, как всегда, качественное обучение имеет две цели: тактическую и стратегическую. Тактическая состоит в том, чтобы вырастить высококлассного знатока своего дела. Стратегическая заключается в том, что общество, состоящее из таких вот специалистов, просто обречено на мировой успех. Так что, слабо нам?