• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вузы оценят и разделят Систему образования обновят

Деловой Петербург. 2005. № 166. 8 сентября

..."Критерии размыты, а список вузов высшей категории до сих пор не сформирован, - говорит Александр Ходачек, ректор ГУ - ВШЭ. - Такой рейтинг должен существовать, но включить в него надо не только вузы Министерства образования и науки, но и ведомственные учебные заведения. Негосударственные вузы тоже имеют право на частичное государственное финансирование в случае, когда они предоставляют конкурентоспособное образование. Снижение уровня государственного финансирования для тех учебных заведений, которые не попадут в высшую категорию, приведет к увеличению в них доли платных услуг, что негативно скажется на населении".

Необходимость реформирования системы российского высшего образования признают все.
Однако конкретные шаги по его осуществлению вот уже несколько лет вызывают споры.
Изменения в структуре высшей школы должны сделать студентов более мобильными как в физическом, так и в профессиональном плане, распределить государственное финансирование "по справедливости" и существенно улучшить качество образования.

Каждому свое
На первый взгляд кажется, что в процессе реформирования система образования России сильно усложнится. Разными будут сроки обучения разным специальностям и степени, присваиваемые выпускникам. Произойдет дифференциация вузов по статусу и уровню финансирования.
"Реформы высшей школы, безусловно, нужны, - уверен Геннадий Бордовский, ректор РГПУ им. И.А. Герцена. - Многие хорошие образовательные технологии, успешно используемые в России, морально устарели. Так, например, традиционная лекционно-семинарская система обучения уже не отвечает требованиям нового общества, условиям, в которых приходится работать нашим выпускникам. Меняется темп обновления знаний. Мы привыкли считать, что долго учиться - хорошо. Но сегодня по целому ряду специальностей студент, который учился слишком долго, рискует оказаться обладателем устаревших знаний. И поэтому многоуровневая система образования может решить эту проблему.
Что касается предполагаемого ранжирования вузов, я отношусь к этой идее положительно. Есть университеты, которые создают учебную базу для других учебных заведений, а есть вузы, которые только пользуются созданными учебными программами и пособиями".

Равные возможности
Несмотря на то что в необходимости дифференциации вузов почти никто не сомневается, конкретная реализация этой идеи у многих вызывает вопросы.
"Критерии размыты, а список вузов высшей категории до сих пор не сформирован, - говорит Александр Ходачек, ректор ГУ - ВШЭ. - Такой рейтинг должен существовать, но включить в него надо не только вузы Министерства образования и науки, но и ведомственные учебные заведения. Негосударственные вузы тоже имеют право на частичное государственное финансирование в случае, когда они предоставляют конкурентоспособное образование. Снижение уровня государственного финансирования для тех учебных заведений, которые не попадут в высшую категорию, приведет к увеличению в них доли платных услуг, что негативно скажется на населении".