• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Олигархи тянутся к знаниям

Газета.Ru. 2006. № 19:13. 11 мая

...В четверг президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин сообщил об учреждении национального агентства по подготовке кадров: «РСПП выступил с инициативой к президенту России о создании национального агентства профессиональных квалификаций, и уже в понедельник мы намерены его учредить»...

Какой вуз лучше, сколько денег ему должно дать государство и чему он должен учить студентов, скоро будет решать бизнес-сообщество. РСПП объявило о создании Национального агентства профессиональных компетенций, которое объединит усилия государства и бизнеса по перестройке образования.

В четверг президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин сообщил об учреждении национального агентства по подготовке кадров: «РСПП выступил с инициативой к президенту России о создании национального агентства профессиональных квалификаций, и уже в понедельник мы намерены его учредить».
Новое ведомство, как предполагает РСПП, должно «приблизить качество подготовки специалистов к реальным потребностями экономики». Причем сделать это идеально: то есть не нарушая интересов государства, бизнеса и самих молодых специалистов. Поэтому бизнесу и российским властям придется изо всех сил сотрудничать, подчеркнул Шохин.
По его словам, РСПП готово взять на себя ответственность за несколько направлений совместной работы.
Во-первых, сказал Шохин, представители бизнеса должны сформулировать, чему именно надо учить будущих специалистов всех уровней (то есть определять содержание образования).
Государству (в данном случае в лице вузов) останется лишь определить, как это сделать – то есть превращать указания в конкретные образовательные программы. «Идея создания агентства заключается в том, чтобы РСПП как союз союзов работодателей вырабатывал требования к профессиям и квалификациям для того, чтобы государство могло использовать национальные стандарты при формировании учебных планов и образовательных программ»,– отметил Шохин.
Во-вторых, считает глава РСПП, с помощью агентства бизнес сможет наконец создавать собственные рейтинги учебных заведений различного уровня – от начальных и средних до высших.
Основным критерием в рейтингах бизнес-сообщества (в отличие от официальных чиновничьих) будут, по его словам, не отвлеченные академические показатели, а сугубо прагматические: «Соотношение результата конечной подготовки выпускника к требованиям рынка труда». На этот рейтинг, подчеркнул он, и должно будет ориентироваться государство, определяя, кому сколько выделить бюджетных средств. «Финансирование учебных заведений из госбюджета могло бы больше ориентироваться на качество образования выпускников», – подчеркнул Шохин. А лидеров созданных таким образом топ-листов государство и вовсе должно снабжать в первую очередь, убежден он.
Кстати, как рассказали «Газете.Ru» в Общероссийской общественной организации представителей бизнеса «Деловая Россия», собственный проект рейтинга вузов бизнес-сообщество уже разрабатывает. Подготовкой «Делового рейтинга высшего образования» – рейтингования вузов с позиции работодателей – в «Деловой России» занялись еще осенью 2005 года и надеются выстроить весь топ-лист к октябрю-ноябрю 2006 года.
Но действительно ли «завяжутся» на рейтинг «Деловой России» показатели госфинансирования подготовки специалистов, пока не известно.
Неизвестно, впрочем, и будет ли рейтинг «Деловой России» единственным ориентиром для бизнес-сообщества. Через некоторое время в бизнес-среде вполне могут появиться и другие рейтинги, и как бизнес будет определять лидеров в этом случае, также пока не понятно.
Что же касается вклада предпринимателей в работу над образовательными программами, то бизнес-сообщество не склонно преувеличивать его объем. «Предприниматели или их представители могут определить, что они ожидают от специалиста определенной квалификации. Сейчас это, как правило, несистематизированный взгляд отдельных работодателей, и нужна серьезная работа по унификации и стандартизации этих представлений. Это и будет профессиональный стандарт (в идеале на каждую профессию). А вот создание на этой основе программ обучения (то есть посредством чего работники получат необходимые для соответствия стандарту знания и компетенции) – это уже задача системы образования. При этом очень важно говорить «на одном языке», чтобы суметь состыковать требования к профессии и дальнейшие подходы к обучению», – заявил «Газете.Ru» член генерального совета «Деловой России» Николай Брусникин.
Пока задачу повышения квалификации своих работников компании решают в основном за счет собственных программ корпоративного обучения. Причем «сегодня высококлассные технические сотрудники нужны не меньше (а подчас и больше), чем высококлассные менеджеры», – подчеркнул он. А это значит, что менять принципы подготовки специалистов предстоит не только в вузах, но в ПТУ (колледжах) и в техникумах. Профтехучилища, кстати, Александр Шохин и вовсе предлагает изъять из системы органов образования и «отдать корпорациям». «Тогда вместо скинхедов оттуда выйдут действительно квалифицированные рабочие», – пообещал он.
Возможно, страдающие от систематического недофинансирования ПТУ с техникумами и заинтересуют перспективы, обозначенные РСПП.
Но вузы идея подготовки специалистов исключительно на потребу рынка не вдохновляет – причем даже те, что имеют все шансы занять первые места во всех будущих рейтингах.
«Оценка образования бизнесом интересна, но она отражает сугубо утилитарный подход», – считают в МГТУ им. Баумана. «Потребности рынка учитывать необходимо, но они слишком сиюминутны, чтобы стать единственным критерием оценки качества подготовки специалистов», – заявил «Газете.Ru» ректор МГТУ Игорь Федоров. «Рынок слеп, он не видит долгосрочной перспективы. Это – задача государства», – считает он.