• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Консервация или развитие?

Экономика и жизнь. 17 апреля 2009

Статья ректора Государственного университета — Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова о влиянии экономического кризиса на систему высшего образования.

Бюджетный характер таких сфер занятости населения, как образование, здравоохранение, культура, создает иллюзию их благополучия на фоне нарастающего экономического спада, сокращения рыночного спроса в этих областях. Более того, они рассматриваются как «убежище» для работников, временно ставших лишними на коммерческих предприятиях, а «занятость через образование» — как одна из ключевых мер смягчения ситуации на рынке труда.

Однако следует учитывать, что отсутствие анализа специфических рисков в социальных отраслях может привести к неэффективности антикризисной политики в целом.

«Замораживание» системы

В наиболее развитых странах (например, США) социальные области создают почти треть ВВП и служат наряду с интеллектуальными услугами и информационными технологиями одним из двигателей качественного роста экономики. В России система образования, науки и здравоохранения отличается значительно меньшей производительностью.

В последние два года государство предпринимает серьезные шаги по качественному обновлению социальной сферы — как в рамках национальных проектов, так и других мер. Однако кризис «одолевает» эти усилия. Он негативно отразится по трем направлениям.

Во-первых, снижение экономической активности учреждений приведет к сокращению их внебюджетных доходов. Кризис «накажет» прежде всего тех, кто активно выходит на рынок, формирует значительную часть своих доходов от возмездной деятельности.

Во-вторых, в процессе сокращения незащищенной части государственных расходов без финансирования останутся инвестиционные программы, направленные не только в материальную базу, но и в информацию, интеллектуальный капитал. Между тем эти затраты обеспечивают качественные изменения в науке, образовании, здравоохранении, создают потенциал для послекризисного развития.

Наконец, «заморозится» ныне существующая структура социальных отраслей.

Сохранятся неэффективные механизмы финансирования и предоставления услуг.

В настоящее время нет точных данных о сокращении образовательных бюджетов (кроме федерального уровня) и о ситуации на рынке труда, которая сложится к осени 2009 года. Регионы и муниципалитеты готовятся к секвестированию расходов, ведут «торговлю» с федеральными властями о размерах поддержки бюджетов. Однако риск серьезного качественного отставания социальной сферы России от развитых государств.

Риски вузов

Бурный рост спроса на высшее образование последних лет в нашей стране поддерживался в том числе опережающим ростом заработной платы лиц с высшим образованием. Продолжение кризиса в течении двух и более лет (что не исключено) может привести к снижению мотивации для обучения. Это негативно повлияет на качество массового высшего образования, остановит позитивные процессы, которые недавно начались.

На фоне кризиса будет идти перераспределение абитуриентов между вузами. Спрос на бюджетные места практически останется на прежнем уровне за счет того, что часть абитуриентов, чьи семьи лишились доходов или опасаются их потерять, переориентируется с платных мест в более престижных вузах на бесплатные места в менее престижных. Группа из 100 ведущих вузов может потерять от четверти до половины «платных» студентов набора 2009 и 2010 годов, что составит от 30 до 50 тыс. чел. Это в целом ухудшит качество выпуска высшей школы России 2013–2014 годов и может привести к дефолтам или преддефолтным состояниям до 30% вузов.

В наибольшей степени пострадают «слабые» вузы, у которых за два года произойдет сокращение контингента до 50% (в том числе уменьшение спроса на бюджетные места на 25–30%). Эти вузы потеряют жизнеспособность, под угрозой окажется возможность завершить обучение студентов старших курсов на уровне государственных стандартов.

Вторая группа риска — наиболее эффективные вузы, у которых внебюджетная составляющая деятельности составляет более 65%. Эти вузы потеряют до 30% доходов от внебюджетных студентов и до 50% доходов заказов на НИОКР от предприятий.

Практически не пострадает группа вузов, предлагающая обучение за 20–30 тыс. руб. в год. «Платные» студенты в вузах средней и низкой престижности — это те выпускники школ, чьи знания, по существу, недостаточны для получения высшего образования (или те, кто желает получить диплом с минимальными усилиями).

Кроме того, по экспертным оценкам, от трети до половины выпускников очных отделений вузов 2009 года (от 150 до 250 тыс. человек) не найдут постоянной работы. С учетом высокой концентрации студентов в крупных городах это может стать одной из главных социальных проблем, привести к ослаблению потенциала молодого поколения на посткризисный период.

Названные риски складываются в воссоздание неэффективной структуры высшего образования, не соответствующей экономики будущего периода, в ослаблении позиций ведущих вузов, в утрату нашей международной конкурентоспособности в сфере высшего образования.

Упреждающие меры

Прежде всего следует озаботиться выпускниками вузов 2009 года, которые не найдут работу по специальности. Должны быть расширены возможности для продолжения обучения, сформированы программы дополнительного образования от 6 месяцев до года для 75–150 тыс. выпускников, финансируемых за счет федерального бюджета. Такие программы следует сосредоточить в 300 наиболее дееспособных вузах, отобранных на основании качественных критериев.

Целесообразна программа «включенная стажировка», предполагающая пробную работу в течении 3–12 месяцев по специальности на профильных предприятиях и организациях.

На ближайшие четыре года должно быть приостановлено введение в действие норм законодательства, запрещающих для лиц с дипломом специалиста обучение в магистратуре за государственный счет.

Следует увеличить стипендии в магистратуре и аспирантуре до уровня прожиточного минимума. Ввести стипендии для выпускников, проходящих продолжительную (более 3 месяцев) практику на предприятиях. В секторе «слабых» вузов необходима опережающая реструктуризация, их присоединение к более сильным вузам или объединение с учреждениями среднего профессионального образования в составе многопрофильных центров профессиональных квалификаций. Число бюджетных мест при их перемещении от «слабых» в наиболее дееспособные вузы (включая лучшие негосударственные) должно быть сохранено.

В секторе «эффективных» вузов ключевой мерой, способной предотвратить негативное воздействие кризиса, является формирование летом 2009 года государственной программы поддержки образовательного кредита. Кредиты могли бы предоставлять системообразующие банки (Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Газпромбанк) под гарантии бюджета и только на обучение в группе ведущих вузов, определенных на конкурсной основе. Такая группа примерно из 100 вузов должна включать в себя и негосударственные вузы, обеспечивающие высокое качество образования и исследований.

Облегчить ситуацию в высшем образовании можно за счет увеличения госзаказа на НИР и НИОКР в два-три раза, расширение финансирования через государственные научные фонды, реализацию программы создания национальных исследовательских университетов.

Сегодня мы стоим перед стратегической развилкой: или законсервировать ситуацию в российской образовании (обрекая его, по сути, на отставание от более энергичных стран-конкурентов), или обеспечить поддержку точек развития, сохраняя в целом достигнутый уровень финансирования. От этого выбора будет зависеть то, с каким кадровым потенциалом Россия войдет в следующий период экономического роста.