• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Как бороться с коррупцией при аккредитации вузов? Никак"

Slon.ru. 2 февраля 2010

Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович о новых правилах лицензирования вузов

Процедура аккредитации, с одной стороны, обременена заполнением многочисленных бумаг, которые, по моему опыту (вуз уже не раз проходил аккредитацию), проверяющий просто не в силах осознать. Конечно, это надо сокращать, зачем разгонять объем работы для всех или делать вид, что она разгоняется? Второй момент, который вызывает вопросы - это тестирование по выборочным предметам. С одной стороны, это соответствует идее аттестации, где главное - проверка качества студентов, но материалы, по которым это проводится, часто очень странные. А для такого вуза, как наш, - иногда совсем странные. Кто их утверждает? Уверяю, что большинство вузов скептически относятся к качеству материалов, возможности интерпретации этих документов. Я не только выполняю административную работу, но и преподаю, и готов предметно доказывать, что это странные вопросы, не имеющие никакого отношения к тем компетенциям, которые мы должны сообщить студенту. А иногда еще и с неправильными ответами. Вузам разрешается отклоняться по предметам в разные стороны. Там этого ничего не предусмотрено, приносят готовый перечень тестовых вопросов.

У меня нет больших надежд на то, что получится принять какие-то нормативные документы, которые позволят по результатам такой проверки не аттестовывать вуз, кроме вопиющих ситуаций. Этот инструмент можно использовать для выбраковки вузов, которые непонятно как получили лицензию. А в случаях более или менее спорных изменить что-то вряд ли получится, а может быть, и не нужно. Эти вузы начнут вымирать самостоятельно из-за отсутствия студентов, которые готовы в них учиться.

Как бороться с коррупционной составляющей? Как скажут все специалисты по взяткам - никак. Как только есть у министерства такая функция разрешать или не разрешать, оно коррупциогенно по определению. Там могут работать честные люди, можно усилить контроль за теми, кто проводит аккредитацию, а потом установить контроль над теми, кто проводит контроль. Эта схема многократно описана в литературе. Мы создали такое место, в котором избежать коррупции очень сложно. Сами надежды, что административными способами, чиновничьими можно это отрегулировать, мне кажется, только в вопиющих случаях. Но тогда надо возвращаться на 3 - 4 года назад и спрашивать, кто им выписывал лицензию. Они ее получили. Ведь проблема не только в том, что студенты не сдают предмет, а что все, что было указано на бумаге, - это только на бумаге. Нет преподавателей, площадей, библиотек, ничего нет, ходят приглашенные люди, делают вид, что читают лекции.