• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Особое мнение" Ярослава Кузьминова

Радио России. 27 мая 2008

Гость в студии — ректор Высшей школы экономики Ярослав Иванович Кузьминов о проблемах российского высшего образования.

У микрофона — ведущий Игорь Гмыза.

В российских вузах число платных мест продолжает расти за счет сокращения бюджетных. Соответственно, все острее встает вопрос об организации системы предоставления доступных банковских образовательных кредитов. И в то же время Государственная дума отклонила законопроект об образовательных кредитах. Хотя некоторые эксперты считают, что и без того в России слишком много людей с высшим образованием.

Гость в студии — ректор Высшей школы экономики Ярослав Иванович Кузьминов.

В настоящее время в России насчитывается 510 студентов высших учебных заведений на 10 тысяч человек населения. Сравнимые цифры, по словам гостя, есть только еще у двух стран — у США и Финляндии. Получается, что Россия делит 1—3 места в мире. Но здесь надо иметь в виду, подчеркнул Я. Кузьминов, что студенты техникумов, которые уже имеют школьное образование, а они составляют примерно 2/3 всех студентов техникумов, в мировой статистике учитываются как студенты вузов (в США, например, существуют так называемые "комьюнити колледжи", которые являются просто аналогом российских техникумов). И вот если добавить таких студентов, то получится, что в нашей стране на 10 тысяч населения приходится 630—640 студентов, что является абсолютным мировым рекордом.

В складывающейся ситуации есть и хорошее, но и проблемы тоже. В чем заключаются проблемы? В первую очередь, это очень неравномерное качество подготовки студентов. Сегодня российская высшая школа потеряла такую необходимую черту вузов, как исследования. Только 16 процентов преподавателей российских вузов в настоящее время ведут исследования, что примерно в 3—4 раза меньше того, что является стандартной нормой в мире. Понятно, что именно то, когда студенту преподают исследователи и новаторы, когда у него на глазах создается новое и отвергается старое, когда все подвергается критике и сомнению, и создает тот менталитет человека с высшим образованием, которого мы все себе представляем.

Сегодня, как считает Я. Кузьминов, три четверти студентов России не являются такого рода людьми, и российские вузы все чаще называют "техникумами с пятилетним сроком обучения". Это, по словам гостя, является самой большой и основной проблемой из существующих в настоящее время.

Вторая проблема. Около четверти, а по некоторым оценкам, до трети высшего российского образования является "псевдообразованием". Псевдообразование представляет собой сектор, где сходятся две стороны. Одна хочет имитировать процесс того, что она учится, но реально не хочет учиться, а хочет получить только диплом. А другая сторона согласна на это и делает вид, что учит. Такого рода сектор широко представлен там, где получают высшее образование наименее социально защищенные группы населения, и тем самым высшее образование в России перестало быть "социальным лифтом", каналом социального перемешивания, чем оно обязано быть в любой цивилизованной стране.

В России по-прежнему в хорошие вузы, которые дают подготовку, сопоставимую с теми требованиями, которые предъявляются мировым рынком, поступают в основном дети самых образованных и богатых групп населения. С такой ситуацией, считает Я. Кузьминов, необходимо что-то делать. Потому что количество талантливых детей распределено равномерно во всех слоях общества.

В настоящее время в России понятия "самые образованные" и "самые богатые" сильно коррелируются между собой, но пока еще не полностью. В стране есть группы образованных бедных. Это библиотекари, инженеры, преподаватели вузов, школьные учителя и пр. Вывести этих "бедных" из их нынешнего состояния, вернуть им нормальное для них во всех странах экономическое положение среднего класса — одна из задач развития России на период до 2020 года.

Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией российских банков несколько лет назад разработала законопроект об образовательных кредитах. И в тех или иных вариациях рядом депутатов он несколько раз уже вносился на утверждение в Госдуму, но…

Возражения против немедленного принятия подобного законопроекта следующие. Во-первых, Министерство образования и науки проводит сейчас эксперимент по образовательным кредитам. Оно предлагает правительству дождаться результатов этого эксперимента. Во-вторых, есть серьезные сомнения в том, что образовательный кредит, не привязанный к ведущему вузу, к репутации учебного заведения, которое использует систему образовательного кредита, может послужить еще одним каналом профанации и финансирования псевдообразования. Потому что закон не имеет исключений и изъятий. Например, в МВТУ можно использовать образовательный кредит, а в пупкинском педагогическом вузе или в пупкинском филиале какого-то неизвестного экономического вуза нельзя. Как только такого рода кредиты начнут в массовом порядке использоваться для оплаты псевдообразования (в том числе для укрытия от армии, для того, чтобы заработать диплом, не прилагая усилий), это только усугубит ситуацию общей нетребовательности к качеству высшего образования, которая сейчас является болезнью не только высшего образования, но и всей экономики России…

Полностью беседу с Я. Кузьминовым слушайте в аудиозаписи программы.