• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Однообразные не те

ПОИСК. Еженедельная газета научного сообщества. 26 ноября 2008

Кого готовит высшая школа и кто требуется стране? Эти вопросы недавно обсуждал Общественный совет при Минобрнауки РФ.

Член совета, ректор ГУ-Высшая школа экономики Ярослав Кузьминов обрисовал, что представляет собой сегодня система российского высшего образования. Одна из главных ее особенностей состоит в том, что в отличие от западных стран два рынка - бакалавриат и магистратура - в ней слиты воедино и это ведет к неэффективному использованию ресурсов и отсутствию стимула к соревнованию у студентов. А третий рынок - прикладной бакалавриат, или подготовка квалифицированных исполнителей, - и вовсе отсутствует. “Система начального и среднего профобразования имеет тупиковый характер и не соответствует запросам большинства населения”, - отметил Я. Кузьминов.

В России колоссально вырос спрос на высшее образование: с учетом студентов колледжей на 10 000 человек населения приходится 620 студентов. Это на 20% больше, чем у занимающих второе и третье места США и Финляндии. Но еще быстрее, чем спрос, росло предложение: сегодня 7,5 млн студентов учатся примерно в 3 тысячах вузов и действующих филиалов, при этом “масштаб университета” в России на порядок меньше, чем в развитых странах (2,5 тысячи студентов). “Мы направляем усилия на регулирование спроса, а надо быстро перейти к регулируемому предложению”, - заявил ректор ВШЭ.

Как показывает мониторинг, причины, по которым дети рвутся в вуз, за последние шесть лет почти не изменились: найти хорошо оплачиваемую работу и сделать карьеру, причем безотносительно к профессии.

При этом качество высшего образования, по словам ректора ВШЭ, “потерялось между академическим и прикладным бакалавриатом”. В вузах доминирует “школьная форма” обучения “выучил - сдал”. Около половины студентов во время учебы работают. Подавляющее большинство имитирует обучение: скачивание рефератов, курсовых работ из Интернета не считается плагиатом. Ректор ВШЭ предложил шире внедрять в российские вузы централизованную компьютерную систему “Антиплагиат”, которая позволяет проверить, что студент написал сам, а что позаимствовал из Всемирной паутины. Эта система, кстати, уже используется в некоторых вузах и дает неплохие результаты. В ВШЭ, например, за год количество случаев использования чужих рефератов сократилось на треть.

Ректор ВШЭ считает, что массовое высшее образование - это потенциальное конкурентное преимущество России, если его сделать качественным. Для этого, в частности, необходимо ввести прикладной бакалавриат и жесткие, однозначные требования к открытию магистерских программ: вузы должны вести исследования.

Директор Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян обратил внимание на то, что в России обучение - и школьное, и высшее - поставлено на поток, не индивидуализировано. На Западе же преподаватели могут специально встречаться со студентом и беседовать с ним по два-три часа. Без этого не научить человека мыслить, анализировать. Пора отходить от “архаичных методов” преподавания и менять структуру обучения: меньше аудиторных занятий, больше - индивидуальных.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко заметил, что доступность образования - это прежде всего возможность поступить в хороший вуз. А “если у студента есть право плохо учиться, то у вуза есть право его отчислить”. Но в отличие от Европы наши студенты получают дипломы государственного образца, так что ответственность за качество образования лежит и на государстве. “Когда мы делаем доступное образование некачественным, мы обманываем людей”, - констатировал министр.

По прогнозу потребностей экономики в квалифицированных кадрах различного уровня профобразования, разработанному Минобрнауки, в 2015 году количество выпускников высших учебных заведений превысит потребности экономики на 364 750 человек, или в 1,6 раза. Превышение произойдет как раз за счет окончивших вузы по направлениям “Гуманитарные науки”, “Экономика и управление”. Так что Минобрнауки предупреждает, что абитуриенты, выбравшие в этом году при поступлении специальности по юриспруденции, экономике и менеджменту, могут после окончания учебы столкнуться с проблемой трудоустройства.

В то же время дефицит специалистов с начальным профобразованием в 2015 году составит 312 640 человек.