• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ректоры о наболевшем

Ректор ВУЗа. 2010. № 11. 1 ноября

В Российском новом университете состоялась видеоконференция «Модернизация российского образования: задачи центра и регионов»

В Российском новом университете накануне заседания Государственного совета РФ, на котором обсуждались приоритеты развития профессионального образования в Российской Федерации, состоялась видеоконференция «Модернизация российского образования: зачади центра и регионов». В конференции приняли участие первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Юрий Карабасов, председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России, ректор РосНоу Владимир Зернов, ректор ТГУ Георгий Майер, ректор НГТУ Николай Пустовой, ректор ИУБиП (Ростов) Имран Акперов, ректор ВИВТ Яков Львович, ректор ВГУ Владимир Титов, заместитель председателя экспертного совета по профессиональному образованию Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Евгений Миннибаев, другие работники высшей школы, представители СМИ. Вел мероприятие губернатор Томской области, член Госсовета РФ Виктор Кресс.

Ярослав Кузьминов: «Многое из того, что предлагалось, осталось нереализованным»

Проблемы модернизации образования обсуждаются уже не первый год. За это время сказано немало правильных слов, внесено много дельных предложений, определен верный вектор дальнейшего развития, но, как заметил Ярослав Кузьминов, по многим направлениям дальше слов мы не продвинулись.

Например, много говорилось о том, что нужно сконцентрировать ресурсы на наиболее перспективных направлениях развития. Но пока никакой их концентрации не наблюдается, если не считать тех средств, которые выделило правительство на программу развития ведущих вузов. Не наблюдается и перетока средств от неэффективных направлений к эффективным. Система образования может эффективно работать, когда у нее есть и развивающаяся часть, и части отмирающие, которые надо ликвидировать как на региональном уровне, так и на федеральном, убежден ректор ГУ-ВШЭ. Это касается слабых вузов, которые из года в год набирают студентов с «глубокой» «тройкой». Это касается и высших учебных заведений, чьи выпускники, работающие по специальности, составляют менее 25 %. Подлежат ликвидации и вузы, дающие псевдообразование, которое включает, как правило, подготовку экономистов и юристов

«Если мы посмотрим на ситуацию с региональной системой образования, то можно отметить запаздывание реконструкции начального профессионального образования. Мы должны приблизить подготовку профессиональных исполнителей к потребностям перспективного рынка труда. Определить такие точки роста, как, например, система прикладного бакалавриата. Нас волнует темп реализации необходимых в образовании действий», - подчеркнул Я. Кузьминов.

Кроме того, он заострил внимание на том, что нашу систему образования недофинансируют. Особенно это заметно при сопоставлении с финансированием образования в развитых странах. «Если бы не было «черных дыр», куда регулярно утекают выделенные на образование ресурсы, мы могли бы возвысить свой голос перед президентом, премьером. Но мы не ликвидировали участки неэффективности», - посетовал Я. Кузьминов.

По его мнению, «реформы запаздывают – и это уже становится опасным не только для системы образования, но и для развития экономики в целом».

Юрий Карабасов: «Нельзя учить по старым учебникам»

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Юрий Карабасов согласился с Ярославом Кузьминовым, что пора переходить к принятию тех решений, о которых мы уже достаточно долго говорим. К более активной работе, по его мнению, нас подталкивает и демографическая ситуация. Выхода из демографической ямы в ближайшие 4-5 лет не ожидается. В связи с демографическими проблемами требуется сокращение числа вузов, считает Ю. Карабасов. Это нельзя откладывать, убежден он. Но при этом нужно руководствоваться тем, как сложился набор этого года. «Сегодня ясно, что технические направления находятся под ударом. Может случиться так, что вместо сотен выпускников по каким-то направлениям мы на всю страну будем выпускать сотню человек», - подчеркнул Ю. Карабасов.

- Ярослав Михайлович прав, что нет концентрации ресурсов, и самих ресурсов должно быть больше. Дело не только в концентрации, но и в количестве ресурсов. Мы не должны стыдливо молчать о том, что заработная плата работников профессионального образования очень низкая. Выпускник металлургического колледжа, поступая на комбинат, имеет оклад доцента технического университета, который преподает ту же металлургическую дисциплину. Мы должны решать этот вопрос на государственном уровне: если выгодно владеть металлургическим комбинатом, должно быть выгодно и преподавать металлургам, заниматься металлургической наукой. И необходимо развивать механизм частно-государственного партнерства. Об этом произнесено уже очень много слов на федеральном уровне, подписано соглашение между Союзом ректоров и РСПП, ТПП. У нас есть примеры хорошего сотрудничества университетов с фирмами. Есть фирмы, которые активно взаимодействуют с университетами. Но есть еще один уровень государственно-часного партнерства – уровень отрасли. Бизнес-сообщество, которое владеет, скажем, горно-металлургическим комплексом, должно взаимодействовать с вузами и иметь некие корпоративные проекты, программы подготовки специалистов для этой отрасли. Эта тема важна для всей системы образования.

Необходимо привлекать бизнес-сообщество и к общественно-профессиональной аттестации высших учебных заведений, программ, стандартов. Неудовлетворенность экономики качеством нашей работы может быть преодолена только в активной работе, которую бы возглавили лидеры соответствующего бизнеса. Они должны задать ту планку, которую мы должны держать.

Факт, что металлургические кафедры наших вузов отстали от того уровня, который реально сегодня есть на наших комбинатах. Мы очень сильно отстаем, пытаемся учить по каким-то старым учебникам. А надо создавать социальные образовательные сети по отраслевому принципу, структурированные по подотраслям, экономическим направлениям, по технологиям, по видам. Отсутствие этого электронного ресурса – колоссальный тормоз.

Имран Акперов: «Мы не получаем равнодоступности»

Особенно тревожная ситуация сложилась в негосударственном секторе высшего профессионального образования. Абитуриенты, получившие возможность бесплатно учиться на бесплатных отделениях в государственных вузах, выбрали именно их. Негосударственный сектор не добрал половины абитуриентов. О критической ситуации в негосударственных вузах говорил президент межрегиональной ассоциации специалистов образовательных негосударственных учреждений Южного ФО, ректор Ростовского института управления, бизнеса и права Имран Акперов. Он, как и другие его коллеги, уже неоднократно поднимал вопрос, почему негосударственные вузы не допускаются к программе поддержки инновационных вузов. К тому же до сих пор не понятно, каков механизм отслеживания инновационности этих вузов.

Благие намерения предоставить равнодоступность негосударственным и государственным вузам к образовательным ресурсам только декларируются властью, но дальше слов дела не идут.

Имран Акперов поднял еще одну проблему: спасение от вымирания филиалов ведущих вузов в малых городах России. «Сокращая вузы, мы ускоряем процесс умирания малых городов», - заявил он. Вместо того чтобы зарывать филиалы вузы, нужно помочь им повысить качество образования, считает Имран Акперов.

«Очень интересный вопрос, сможет ли высшая школа сохранить потенциально малых и средних городов России, - поддержал его Ярослав Кузьминов. – Я соглашусь с тем, что нужны малые формы, но только в том случае, если они дают легитимное, качественное образование. На самом деле у нас масса филиалов, пунктов, отделений, представительств вузов, которые занимаются обеспечением дипломами, а не обучением. Порой они не имеют потенциала для того, чтобы давать полноценное высшее образование. Давайте для начала предложим Рособрнадзору инструмент ликвидации таких заведений без исключения: государственные они или негосударственные, а потом будем ставить вопрос, как поддерживать образование в малых и средних городах».

По мнению Я. Кузьминова, «обращение к государству с вопросом, когда оно будет нас поддерживать, не совсем корректно». «Мы с вами выполняем определенный социальный заказ. Мы должны быть нужны и получать ресурсы за то, что мы нужны. Мне кажется, что в системе российского высшего образования есть целый ряд достойных негосударственных учебных заведений. Которые могут конкурировать за государственный заказ с государственными вузами, и не факт, что они останутся за пределами этого заказа», - заметил Я. Кузьминов.

Владимир Титов: «Подготовка квалифицированных специалистов – забота общая»

Ректор Воронежского государственного университета Владимир Титов заострил внимание на необходимости сконцентрировать усилия региональных властей, работодателей, вузов, всех заинтересованных сторон в подготовке квалифицированных специалистов. В Воронеже накоплен определенный опыт в этом направлении. Совет ректоров Воронежа заключил договоры о сотрудничестве и с Торгово-промышленной палатой, и с отдельными предприятиями. Университет активно участвует в прогнозировании потребности региона в специалистах. Но, по мнению В. Титова, эта работа ведется недостаточно активно. В регионах ее должны вести департаменты, управления областных администраций и правительства. И самое главное, считает В. Титов, - нужно убедить родителей выбирать для своих детей специальности, которые будут востребованы на рынке труда, а не штамповать из них экономистов и юристов.

«Сейчас у нас очень серьезная проблема: не хватает специалистов инженерного профиля, а мы сталкиваемся с ажиотажным конкурсом на юридические, экономические, факультеты управления персоналом. Но нужно задуматься: будет ли для выпускников этих направлений работа. И об этом мы должны говорить родителям и выпускникам», - подчеркнул В. Титов.

Он поддержал идею создания корпоративных вузов. «В Воронежском университете есть корпоративный центр от фирмы «Сименс», а вот российские фирмы не торопятся сотрудничать с вузами»,- заметил ректор.

Совместный вуз - это кластер постиндустриальной экономики и катализатор информационного развития регионов. Если этого нет, вуз, независимо от формы собственности, превращается в фабрику по выдаче дипломов. Сотрудничество с бизнесом должно развиваться при взаимном движении: вуз в сторону промышленности и промышленность в стороны вуза», - высказал свое мнение Владимир Зернов.

«Бизнесу должно быть осознанно приятно выкладывать деньги в университеты, - поддержал дискуссию Николай Пустовой, ректор Новосибирского государственного технического университета. - А для этого необходимы налоговые преференции».

«Очень хорошо, что государство стало понуждать бизнес внедрять инновационные разработки. Вкладывать в это деньги. Но для того, чтобы бизнес охотно шел на это, его нужно экономически стимулировать, а самое эффективное стимулирование – налоговое», - подчеркнул ректор.

В НГТУ в этом году интерес к техническим специальностям вырос, и проходной балл по ЕГЭ был значительно выше, чем в прошлом году. Бюджетный набор удалось завершить еще в первой волне. Секрет этого успеха, как сказал Н. Пустовой, в активной работе со школами. В этом году в Новосибирске были открыты два десятка специализированных классов по естественнонаучным дисциплинам – и результат не заставил себя ждать.

Яков Львович: «Механизм распределения государственного задания запаздывает»

Ректор Воронежского института высоких технологий Яков Львович выразил озабоченность по поводу реализации 83-го Федерального закона. До сих пор не ясны механизмы, которые должны при этом меняться. Нет подзаконных актов, которые очень многое определяют. Допустим, если вуз не соответствует показателям качества – на следующий год он не получит тот же объем государственной услуги. И, соответственно, у него будет совсем другая субсидия. «К этому мы должны быть готовы. И это должно быть каким-то образом отражено в документах», - подчеркнул Я. Львович.

«Меня тоже очень тревожит, что чрезмерно затянулось определение форм государственного задания, - отреагировал Я. Кузьминов. – Контрольных цифр больше не будет. Но министерство должно предложить несколько моделей механизма распределения государственного задания. Этот механизм может основываться на результатах ЕГЭ, олимпиад, потребностях того или иного региона. Это совершенно разные модели, и образовательное сообщество должно обсудить эти формы, высказать свои соображения с учетом не только собственных интересов, но и общества в целом. Отсутствие модели для обсуждения тревожит меня, как и моих коллег, потому что в последний момент второпях будет сохранена или существующая модель, которую я считаю совершенно неэффективной, или в силу непродуманности и торопливости мы придем к негативным явлениям. Нам нужно как можно быстрее получить модель распределения госзадания, реализации 83 ФЗ».

Георгий Майер: «Пора из плоскости идей перейти в плоскость реализации»

Ректор Томского государственного университета Г. Майер отметил, что «сейчас в высшей школе масса проблем, которые имеют один корень решения, в частности – это соотношение государственных подходов и самоорганизации вузовского общества». Он выразил одобрительное отношение к постановлениям правительства № 218, 219 и 220, которые стимулировали университеты и промышленные предприятия на сотрудничество. Государственное вмешательство, по его мнению, даст очень большой эффект.

Одна из грозных проблем – это демографическая ситуация, особенно для вызов, которые находятся в регионах. В частности, в Сибири эта проблема усугубляется огромными пространствами, заметил Г. Майер.

Особенные трудности, как известно, переживает техническое образование. «Не секрет, что мы испытываем дефицит абитуриентов, студентов, которые могут воспринимать инновационные образовательные программы на нормальном уровне», - отметил Г. Майер. Впрочем, томские университеты, по его словам, в этом году успешно решили проблему приема. Предпосылкой к этому стало существенное усиление взаимодействия с общеобразовательной школой.

«Мы должны объединить усилия для решения этих проблем. Эффективно работает Российский Союз ректоров, Ассоциация ведущих университетов России. Государство надеется на нас, поэтому мы должны взять на себя ответственность и из плоскости идей перейти в плоскость реализации», - предложил Г. Майер.

«Проблему трудности с абитуриентами на инженерные  специальности испытывают все страны, - отреагировал Я. Кузьминов. – Дело в том, что ЕГЭ по физике, математике, химии и биологии – сложнее, чем другие экзамены». В качестве выхода из создавшейся ситуации он предложил следующее. Если будет принята система нормативно-подушевого финансирования, когда от суммы баллов ЕГЭ будет зависеть государственный грант, то выпускникам, сдавшим 2 экзамена из набора экзаменов: физика, математика, химия и биология – предоставлять больший грант.

Второй предложенный Я. Кузьминовым путь – «существенно сократить набор в инженерные вузы, раза в 2, но оставить те же деньги, то есть повысить стимул, изменить соотношение студентов и преподавателей в те же 2 раза». Тогда, по мнению ректора ГУ-ВШЭ, мы избежим набора на технические направления очень слабых учеников, не способных учиться на инженеров.

В этом году многие вузы, как и в прошлую приемную кампанию, столкнулись с проблемой льготников, о чем напомнил первый проректор Алтайского государственного университета Виталий Мищенко.

«Есть специальности, которые пользуются большим спросом среди населения – это юриспруденция и экономика. Практически все места на этих факультетах заняли льготники», - заявил он.

Комментируя это выступление, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов сказал, что Минобрнауки должно пересмотреть правила поступления в вузы РФ для льготников и олимпиадников. «Я не понимаю, почему этого не сделали год назад.  Льготникам по здоровью лучше предусмотреть грант на время обучения, а не льготы при поступлении. Этих детей не так много, чтобы государство этого не сделало».

Ещё одно предложение Я. Кузьминова – установить «правило одного вуза» для тех абитуриентов, которые поступают по итогам олимпиад.

Евгений Минибаев: «Мы должны поставить задачу всеобщего профессионального образования»

«По целому ряду параметров мы до сих пор не нашли общих подходов и соглашений», - констатировал ректор Восточного университета гуманитарных наук Евгений Минибаев. «Конкурентоспособная нация – это нация, в которой в 2-3 раза преобладает доля людей с высшим образованием. Вместе с тем, мы часто слышим, образования в нашей стране слишком много, что нужно сокращать образовательные учреждения и т. д. Если мы хотим сделать нашу нацию конкурентоспособной, мы должны поставить задачу всеобщего профессионального образования», - сказал он.

Е. Минибаев обратил внимание на то, что движение к инновационной экономике предусматривает опережающее обучение. А призывы повернуть профессиональное образование к реальной экономике означают повернуть его вспять, к экономике отсталой, индустриальной. Допустить этого нельзя.

«Очень часто мы говорим, что образование должно быть конкурентоспособным, но что мы для этого делаем? Мы делим образование сектора и поддерживаем только государственные, окончательно ликвидируя конкурентную среду в системе образования, а значит обрекая ее на стагнацию. Одна из важнейших проблем, которая должна пронизывать все наши планы и задачи, - это создание равноправной, конкурентной среды, которая будет способствовать развитию образования», - считает Е. Минибаев.

Еще одна проблема, о которой много говорят, - образование через всю жизнь. Решить ее, по мнению Е. Минибаева, можно двумя путями: строительством кампусов или развивая новые образовательные технологии. Первый путь – дорогостоящий и малоэффективный. Необходимо выбирать второй. Но для развития новых технологий мы практически ничего не делаем. Напротив, появляются нормативные акты, тормозящие их продвижение, считает Е. Минибаев. «Если мы говорим о том, что ежегодно для инновационной экономики надо переучивать 50-70 % населения, значит мы должны уже сейчас дать «зеленый свет» развитию новых информационных технологий», - сказал он.

Каждый из выступавших ректоров обозначил болевые точки в развитии системы образования, высказал свои предложения. Они были разными, но все объединялись одним желанием – чтобы за словами последовали, наконец, дела.