• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

У организаторов ЕГЭ могут возникнуть проблемы

3 Канал. 5 июля 2008

Проректор по довузовской подготовке Высшей школы экономики Григорий Канторович, комментируя проведение ЕГЭ отмечает, что "Вы можете говорить, что я хороший специалист, ваш учитель может говорить, что вы хороший специалист, а покажет работа, покажет внешняя объективная оценка".

У организаторов единого госэкзамена могут возникнуть проблемы. Почему? Дело в том, что ЕГЭ проверят на соответствие конституции России. Дело в том, что ЕГЭ до сих пор является экспериментом. А по Конституции проводить эксперименты можно только с согласия тех, на ком они ставятся. Но никто не спрашивал разрешения у учеников. К ЕГЭ вообще накопилось много вопросов. Кто-то даже назвал его порождением плана Даллеса. Я думаю, все не так уж и сложно. Просто как всегда министерство постаралось побыстрее ввести новшество в жизнь, не подготовив как следует технологию.

КОРР: Этот клип про единый государственный экзамен сделали выпускники одной из екатеринбургских школ. А круглая отличница из Вологодской области Полина Белова, получив четверку по ЕГЭ, повесилась. Из-за того, что вообще не допустили к ЕГЭ, покончил с собой выпускник из Якутии. Прокуратура расследует. А выжившие после ЕГЭ, отгуляв выпускные балы, теперь поступают в вузы, в том числе и в Высшую школу экономики. Из десяти опрошенных здесь только 1 абитуриент из Уфы ЕГЭ полностью доволен.

РОБЕРТ КУСКИЛЬДИН (абитуриент): Меньше стало таких случаев, когда там, допустим, дети на экзамене у себя в школе или подкупают, или просто их знают. В результате необъективная это все получается оценка знаний. А вот ЕГЭ, оно действительно, сама организация, она четко отображает знания.

КОРР: Подсказывает, на счет объективности отец абитуриента, он тоже за единый госэкзамен.

ТИМУР КУСКИЛЬДИН: То, что два обязательных экзамена русский и математика зачислены в качестве вступительного, большой плюс. Ну, действительно, ребенок только сдал выпускные экзамены. Тут стресс, как говорится, проживание в Москве и все такое, питание там, организация. А сейчас, в принципе, как минимум, в два раза сокращено пребывание в Москве.

КОРР: Одни из организаторов семилетнего эксперимента над российскими школьниками, преподаватели высшей школы экономики, утверждают, что благие цели ЕГЭ – объективность оценок, борьба с коррупцией и доступность для провинции высшего образования, уже достигнуты. Но кроме этого появился еще один результат. ЕГЭ проявило и искоренило главную проблему российского образования – принимает экзамен тот, кто учит.

ГРИГОРИЙ КОНТОРОВИЧ (профессор по довузовской подготовке Высшей школы экономики): И вот это самое важная идея, которая, как мне кажется, лежит в едином государственном экзамене, что учит один человек, а оценку ставит другой. Как все устроено в мире. Понимаете. Вы можете говорить, что я хороший специалист, ваш учитель может говорить, что вы хороший специалист, а покажет работа, покажет внешняя объективная оценка. И вот это, по-моему, сейчас встречает самый сильный психологический … сопротивление вызывает психологическое у преподавателей, у учащихся. Он всегда учил, это ролевая игра – я учу, ты учишься. Я ставлю, я решаю. А тут, оказывается, появляется третий, который ставит оценки вам обоим.

КОРР: Третья сторона этого – это, во-первых, компьютер. Работы сканируются, и уже на этом этапе появляются проблемы считывания. Ошибка идет дальше к экспертной группе из учителей, которые не знают, как учился сдающий. И даже если он победитель олимпиад, никто не догадается, что ошиблась машина, а не юный гений.

АЛЕКСАНДР РОЖКОВ: (абитуриент): Все-таки считают то, что много все-таки покупается ЕГЭ,

КОРР: Даже так, да?

АЛЕКСАНДР РОЖКОВ: Даже так.

КОРР: А вот это откуда такое впечатление?

АЛЕКСАНДР РОЖКОВ: Ну, понимаете, многие учатся на ройки и сдают ЕГЭ на 90 баллов.

КОРР: Впрочем, по данным Московского института открытого образования, курирующего ЕГЭ в столице, дело не только в том, что коррупция везде найдет себе лазейку. Именно талантливые дети сдают ЕГЭ хуже, чем середняки. Так среди победителей московской математической олимпиады ни один из пяти обладателей диплома первой степени не набрал 100 баллов. Из-за тривиальных описок и опечаток.

ВЕНЕРА УРАЗГАЛИЕВА (Абитуриентка): Я против ЕГЭ, так как он не оценивает знания. К примеру, некоторые наугад отмечали и получали высший балл, а те, кто решал и трудился, получали минимум баллов.

КОРР: Председатель Совета директоров общеобразовательных школ России профессор Турбовской провел свое расследование и утверждает, что 20 тыс. апелляций вполне достаточное число для того, чтобы задуматься о целесообразности ЕГЭ.

ЯКОВ ТУРБОВСКОЙ (Председатель Совета общеобразовательных школ России): В Московском центре качества образования выявлялись всякого рода апелляции. Вы вдумайтесь, 33% апелляций удовлетворено. За этими 33% - тысячи детей, людских судеб. Если бы я понимал, во имя чего это делается. Сначала выдвигались лозунги о доступности, о возможности поступления в ВУЗы. В ВУЗах сказали "нет, вы себе делайте, что хотите а мы все равно будем принимать, как посчитаем нужным".

КОРР: В этом году обязательными были ЕГЭ по математике и русскому языку, но можно было взять и дополнительные тесты, к примеру, физику. Это для того чтобы, как и планировалось изначально, абитуриента могли зачислить в ВУЗ без вступительных, по результатам ЕГЭ, которые должны были строго фиксировать. Например, школьная "пятерка" это 70 баллов. Но на деле вес одной и той же оценки по одному и тому же экзамену ЕГЭ в разных ВУЗах разный.

ОЛЬГА МОСКВИТИНА: Балл в ВУЗах суммируется и если для "плехановки" математика идет 65 баллов, то в "плехановке" мы получали бы "5". Каждый институт устанавливает свою шкалу разбалловки ЕГЭ. Поэтому, "по одежке протягивай ножки". Если ты хочешь более сложный ВУЗ, то, соответственно, должен больше заработать на ЕГЭ.

КОРР: Николай Москвитин из Саратовского физико-математического лицея сдал ЕГЭ на "отлично", но при поступлении в Высшую школу экономики, ему засчитают его 70 баллов как "3+". Мама абитуриента считает, что такой подход справедлив. Неправильно с ее точки зрения другое: вузовский уровень задач, который предлагали решить школьникам на ЕГЭ.

О. МОСКВИТИНА: Те, кто составляют ЕГЭ, такое ощущение, что они очень слабо себе представляют умственные способности детей, которые пишут. По статистике 25% написавших математику, получили в этом году "2". Если посмотреть, то наша страна катится в ужасную яму.

КОРР: По результатам ЕГЭ в этом году каждый четвертый выпускник не сдал математику и каждый десятый - родной русский язык. Проректор по довузовской подготовке Высшей школы экономики считает, что учителя обманывают учеников вместо того, чтобы сразу направлять их в ПТУ.

ГРИГОРИЙ КАНТОРОВИЧ (Проректор по довузовской подготовке Высшей школы экономики): Широкий ЕГЭ этого года дал нам этот сигнал. Надо смотреть, что у нас происходит со средней школой. Мы обманываем себя, ставя нашим детям "тройки". Но мы же и детей обманываем. Он, возможно, замечательный специалист в другом месте, но мы ему все время говорили, что у тебя все нормально и ты можешь это. А он бы искал себя. С одной стороны мы жалуемся, что у нас дети не идут на рабочие профессии в ПТУ, а с другой стороны мы говорим ему, мы тебя в ВУЗ сейчас возьмем, будешь 5 лет отдыхать. Заплатишь какие-то деньги, у нас сейчас масса таких ВУЗов.

КОРР: Противники ЕГЭ, среди которых сейчас и академики, и политики, согласны с защитниками единого госэкзамена по меньшей мере в том, что ЕГЭ еще раз обнажил проблемы российского среднего образования. В их решения предлагают вкладывать деньги, а не в ЕГЭ, который проще отменить, чем изменить.

Я. ТУРБОВСКОЙ: Мы и без ЕГЭ знали, что мы плохо учим. Знали, что "тройка" это "двойка". Кто заставляет учителя ставить эту "тройку"? Кто придумал, что нет плохих учеников, а есть плохие учителя? Кто придумал превращение пединститутов в педуниверситеты, где будущие студенты не хотят быть учителями? Кто придумал, что учителя надо поддерживать, поскольку образование много значит, а платим мы ему по остаточному принципу?

КОРР: Профессор Турбовской пришел сегодня в Госдуму с обращением школьников и родителей из Кемеровской области. 500 подписей за то, чтобы прекратить эксперимент, который, кстати, и прекращается. Уже в следующем году ЕГЭ будет переведен в штатный режим и станет единственным законным и общеобязательным выпускным испытанием для всех 11-классников страны. Это означает, что те кто не сдаст ЕГЭ, просто не получат аттестат зрелости. А вдруг это будут те самые гении креатива – "цвет" нации и "двигатель" нашего прогресса?