• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Испытания по уму

Учительская газета. 6 октября 2009

На заседании президиума правления Российского союза ректоров был рассмотрен вопрос "Об оптимизации системы приема в высшие учебные заведения Российской Федерации"

В МГУ имени Ломоносова прошло очередное заседание президиума правления Российского союза ректоров, на котором был рассмотрен вопрос «Об оптимизации системы приема в высшие учебные заведения Российской Федерации», под председательством академика Виктора Садовничего и при участии министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко.

Вопрос о ЕГЭ надоел настолько, что при произнесении одного только слова из этих трех букв на лицах людей появляется кислая мина. Противников экзамена, похоже, как не слушали, так и не слушают, караван-де уже в пути, и остановить его невозможно. А вот Президент РФ Дмитрий Медведев при посещении московской школы №518 интересовался не только инклюзивным образованием, почти час он расспрашивал учителей именно о ЕГЭ, и они первому руководителю государства высказали все, что думали, причем думы были далеко не радостными. Радостно улыбаются исключительно чиновники - им удалось наконец сделать это мероприятие обязательным и всеобщим для всей страны.

Но если в прошлые годы ЕГЭ заставлял страдать школьных учителей, то в этом году в круг страдающих вошли ректоры вузов. «Эти три волны нас уже укачали, - признался Виктор Садовничий. - Мы сидели летом без отпуска, а ведь мы тоже люди». Но дело отнюдь не в отсутствии отпуска, а в той неразберихе, которая сопровождала всю приемную вузовскую кампанию. Тут вам и три волны приема абитуриентов, которые подавали заявления сразу в несколько десятков учебных заведений, и ожидание момента, когда будущие студенты принесут в приемные комиссии оригиналы сертификатов ЕГЭ, и многое другое. Словом, у ректоров было что сказать министру Фурсенко, и он заметно нервничал, занимая свое место за «круглым столом» рядом с Виктором Антоновичем. Но все опасения министра развеялись практически сразу, так как началось заседание правления с неожиданного и приятного сюрприза. Заместитель председателя Государственной Думы РФ Вячеслав Володин и председатель Комитета ГД РФ по образованию Григорий Балыхин вручили Андрею Александровичу почетную грамоту этого законодательного органа. Почему-то только сейчас Дума решила наградить министра по поводу юбилея, случившегося в середине июля. Прикрепляя к лацкану пиджака награжденного еще и медаль, Вячеслав Володин подчеркнул, что грамоту дают не всем, и тот факт, что Совет Думы принял такое решение, означает: у членов совета нет серьезных претензий к работе министра образования и науки РФ. Это стало своеобразным сигналом ректорам: дескать, критиковать ЕГЭ можно, а вот к министру надо относиться по-доброму.

В своем кратком выступлении Виктор Садовничий, известный как противник ЕГЭ, вдруг предстал перед коллегами-ректорами как его сторонник, отметив, что во многих странах ЕГЭ сдают - и ничего. Позже он обреченно скажет журналистам, что спорить бесполезно - принят закон и его надо выполнять, отмену закона или даже внесение поправок Садовничий не считает возможным, тем более что Володин в своем выступлении на правлении пропел ЕГЭ такую осанну, что позиция законодателей, составляющих в Думе большинство, стала понятна сразу.

Интересно, что выступление Садовничего было отчасти сродни знаменитым выступлениям Виктора Черномырдина. Чего стоила одна только фраза: «Нужны испытания по уму, в нашей стране это невозможно, но у нас хорошая страна». Испытания по уму действительно в рамках ЕГЭ не всех устроили. Например, контрольные работы, проведенные по схеме ЕГЭ для первокурсников, показали: знания и баллы, полученные на едином госэкзамене, иногда резко расходятся по сущностному содержанию. Скажем, Садовничий, который всегда гордится тем, что в МГУ принимают лучших выпускников школ, упомянул: на мехмате и факультете вычислительной математики и кибернетики с контрольными работами в объеме знаний по ЕГЭ справились лишь 40%.

А ведь, во-первых, средний балл по профильному предмету составлял 85 баллов, во-вторых, МГУ принял много победителей предметных олимпиад: олимпиадников-победителей на бюджетных отделениях МГУ было около 20% от общего числа студентов первого курса, наиболее престижные факультеты засчитывали лишь дипломы первой степени, обладателям дипломов другого уровня предложили поступать по общим правилам. Садовничий считает, что олимпиады и профильные испытания в вузах нужно сохранить в дальнейшем: коль скоро стало много претендующих на поступление, уровень испытаний нужно поднимать, чтобы отбирать лучших. Не нужно еще раз напоминать, что победители олимпиад и в прошлые годы не могли получить высокий балл по ЕГЭ. Если бы нынешние студенты первого курса МГУ поступали не по результатам олимпиад, а по результатам сдачи ЕГЭ, если бы эти результаты не были в отдельных случаях завышены, то 60 процентов от приема этого года в университет не попали бы. Понятно, что за цифрами, приведенными Садовничим, все же скрывается некоторое недовольство ЕГЭ, не высказываемое нынче прилюдно.

Кстати, позже на пресс-конференции Виктор Антонович поддержал предложение «Учительской газеты» об организации независимых экзаменационных центров, которые могли бы принимать ЕГЭ у учеников старших классов в течение, скажем, того времени, пока они еще учатся в школе. Мы сошлись во мнении, что учеба в школе должна не готовить к сдаче единого госэкзамена, а давать широкое фундаментальное образование, поэтому экзамены в школе должны быть обычными или в форме несколько облегченного ЕГЭ, чтобы не заставлять всех выпускников школ идти потом непременно в вузы, а уж ЕГЭ для поступления в вузы - сложнее. Садовничий считает также, что к проведению ЕГЭ и к оцениванию его результатов нужно привлекать общественность, уменьшая роль чиновников в этом деле. Виктор Антонович предположил, что выдающиеся ученые - академики РАН могли бы определять содержание экзаменационных тестов, и тогда, возможно, не звучала бы критика КИМов. Словом, выступление Садовничего было весьма конструктивным. Его коллеги-ректоры и президенты вузов тоже не стали подвергать экзамен жесткой критике, а, наоборот, рассказали, как хорошо у них прошла приемная кампания. В Казанском университете было подано около 20 тысяч заявлений абитуриентов на 1400 мест, в первую волну вуз зачислил до 70% первокурсников, во вторую - еще 20%. Южно-Уральский университет ввел систему «одного окна», когда абитуриент распечатывает один комплект документов и один раз его привозит, а потом отслеживает свой рейтинг по Интернету.

Ректоры внимательно выслушали директора Департамента государственной политики Минобрнауки РФ Игоря Реморенко, который довольно подробно перечислил те новшества, которые предлагает ведомство:

- предоставление вузам права устанавливать при приеме на каждое направление подготовки (специальность) минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительных экзаменов по всем общеобразовательным предметам, ставшим вступительными испытаниями на соответствующее направление подготовки (специальность);

- унификация сроков приема документов на первый курс для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалистов для всех категорий абитуриентов, поступающих для обучения по направлениям подготовки (специальностям), при приеме на которые проводятся дополнительные вступительные испытания;

- установление предельного количества направлений подготовки (специальности) для подачи абитуриентом заявления о приеме в рамках одного высшего учебного заведения;

- уменьшение количества этапов зачисления поступающих для обучения на первый курс по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста;

- закрепление права граждан в период приемной кампании на получение оригиналов документов по письменному заявлению в течение следующего рабочего дня после подачи заявления.

Обсуждая предложения министерства, ректоры заспорили по поводу количества волн зачисления. В нынешнем году их было, как известно, три (а в Высшей школе экономики и МГУ - даже по пять-шесть) из-за того, что абитуриенты подавали заявления во многие вузы и приходилось ждать, пока они определятся и окончательно выберут тот или иной, для того чтобы приступить там к занятиям. Ректоры предлагают свести количество волн до двух, проводя их в июле, а количество вузов, число факультетов и направлений внутри одного вуза, в которые абитуриенты могут подавать заявления одновременно, - до пяти. По этому поводу Игорь Реморенко заметил, что ограничить можно, но как контролировать соблюдение данного ограничения.

Среди предложений, уже поступивших в министерство, были и такие: выдавать абитуриентам талоны на поступление, разрешить подавать заявления в пять вузов и на три направления в каждом из них. Но все «талонные» предложения поддержки у министерства не получили. Реморенко, кстати, успокоил ректоров статистическими данными: средний абитуриент подавал заявления всего в 2,86 вуза и на 3,6 направления внутри одного вуза.

Его поддержала руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова: у нее еще более оптимистические данные - абитуриенты в среднем подавали заявления в 1,76 вуза, и она не очень настроена на то, чтобы ограничивать абитуриентов в правах. Причем если ректоры сразу говорили о том, что нужно создавать в приемных комиссиях какие-то группы по контролю за соблюдением количества заявлений, поданных в разные вузы и на разные специальности, и это сложно, то Глебова никаких сложностей в том не видит - есть электронная база, и проследить путь каждого абитуриента не составляет труда, вот только зачем это делать.

Дискуссия возникла по поводу дополнительных и профильных испытаний. Одни ректоры считали, что достаточно результатов сдачи ЕГЭ, другие поддерживали идею таких экзаменов для тех или иных вузов. А ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов внес некоторые предложения по поводу введения дополнительных профильных ЕГЭ по экономике и праву. Он отметил, что уровень знаний выпускников школ по этим дисциплинам резко падает, что они уходят из списка обязательных дисциплин в факультативы, причем такая картина наблюдается в 60% школ.

Кузьминов предложил дать вузу право «перебрать» первокурсников и сослался на опыт своего вуза: Высшая школа экономики в этом году «перебрала» 5%. Кузьминов заметил, что в технических вузах средний проходной балл по математике ниже 55, то есть они принимают троечников, и нужно серьезно подумать о том, каких инженеров они потом выпустят. Ярослав Иванович высказался за то, чтобы был установлен единый минимальный балл по ЕГЭ по России, с которым человек может поступать в вуз и рассчитывать на государственную поддержку для учебы на бюджетных местах.

Интересную проблему обозначил председатель Совета ректоров Санкт-Петербурга Владимир Васильев: когда студента в первую волну уже зачислили в вуз, а он хочет передать документы в другой, нужно ли его для этого отчислять или нужно отдавать документы без соответствующего приказа об отчислении.

Подводя итоги обсуждения, Андрей Фурсенко признался, что пока не выработаны меры, которые можно было бы предпринять к тем, кто аморально поступает, когда, судя по одновременно поданным заявлениям, выражает желание учиться или на историка, или на математика, или на гинеколога. Понятно, что такой человек идет на это не потому, что выбрал специальность, а для того, чтобы его приняли хоть в какой-то вуз. Насчет уровня знаний и соответствия знаний баллам, полученным по ЕГЭ, и местам, полученным на предметных олимпиадах, министр напомнил, что идет проверка подлинности этих знаний в некоторых вузах России, порадовав ректоров, что некоторых руководителей органов образования уже заменили за то, что они не сумели наладить жесткий контроль за проведением ЕГЭ. Идею введения дополнительных профильных экзаменов Фурсенко не поддерживает, видимо, считая, что увеличение количества дополнительных экзаменов приведет к тому, что школьники начнут готовиться только к их сдаче, забросив остальные предметы.

В конце концов ректоры дружно поддержали предложения Министерству образования и науки РФ, которое, по их мнению, при подготовке окончательной редакции проекта правил приема в вузы на следующий год должно:

- в дополнение к проекту разработать типовые правила приема в вузы России, включающие все ключевые процедурные аспекты приема, обеспечивающие единство правоприменительной практики и доступные для восприятия абитуриентов и их родителей;

- посвятить приему в магистратуру вузов отдельный раздел проекта;

- установить более ранние сроки окончания приема документов абитуриентов, а также окончания всех этапов зачисления в высшие учебные заведения;

- сократить максимальное количество высших учебных заведений, в которые абитуриент может подавать заявление о приеме, до трех, а также предусмотреть технологические процедуры контроля за выполнением соответствующего ограничения;

- предусмотреть возможность использования современных информацинно-телекоммуникационных технологий при проведении приемной кампании, включая электронную подачу заявлений, электронную обработку документов, дистанционный отказ абитуриента от участия в конкурсе, формирование динамически изменяемых списков рекомендованных к зачислению.

Правление Российского союза ректоров рекомендовало советам ректоров высших учебных заведений субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) обсудить вопросы координации действий вузов и оптимизации системы приема, в том числе в части создания межвузовских центров приема и обработки заявлений абитуриентов.

Остается надеяться на то, что все предложения ректоров будут учтены министерством, а создание межвузовских центров приема и обработки заявлений абитуриентов потом закономерно приведет к созданию в регионах независимых центров по приему ЕГЭ.