• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В России появится система по поиску талантливых детей

Учительская газета. 25 января 2012

24 января на заседании коллегии Минобрнауки РФ обсуждалась стратегия поиска и продвижения одаренных детей, а точнее проект документа под названием «Концепция интеграции эффективных механизмов поиска талантливых детей и молодежи в общенациональную систему». Проект уже прошел согласование в регионах и в экспертных сообществах, и обсуждение на коллегии стало финальным этапом

Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов вкратце рассказал присутствующим, для чего понадобилось разрабатывать столь серьезный механизм поиска одаренных детей.

«В настоящее время у российских детей нет условий для проявления своей одаренности. А если ребенок не творит, то его потенциальная одаренность спит и в конечном счете глохнет», — пояснил Кузьминов. По словам ректора НИУ ВШЭ, миссия государства – обеспечить равные условия для того, чтобы выявлять и поддерживать талантливых детей вне зависимости от сферы одарённости, социального положения и имущественных возможностей семей.

Но если на уровне школы выявлять таланты все же удается, то после поступления в вуз талантливыми детьми вообще никто не занимается. Авторы концепции предлагают сосредоточиться в первую очередь на выявлении талантов, но при этом планируется, что процесс не ограничится только школьными рамками, а будет предполагать и дальнейшее сопровождение — вплоть до аспирантуры и трудоустройства.

Эксперты признают, что пока некому выявлять одаренных детей и работать с ними.
«Нет методики, которая позволяет определить талант в раннем возрасте, и очень высок субъективизм со стороны педагогов. В ряде случаев, если ты не проходишь фильтр первого педагога, у тебя больше нет шансов. Мы сталкиваемся с низкой мотивацией и компетентностью педагогов — наши школы за редким исключением не нацелены на поиск талантов», — считает Ярослав Кузьминов.

Поэтому в рамках концепции для работы с талантливыми детьми будут готовить педагогов. В педвузах предлагается ввести специальный курс лекций «Одаренные дети», а для действующих учителей и педагогов дополнительного образования провести курсы повышения квалификации, чтобы они могли своевременно распознать и выявить талант у своих учеников. Кроме того, планируется издать специальные методические пособия по выявлению одаренных детей.

Всячески планируется поощрять любую активность в отношении взращивания таланта при помощи конкурсного финансирования в виде грантов и субсидий. Предлагается ввести стипендию не только талантливым студентам, но еще школьникам и их наставникам. Перспективным аспирантам стипендию предложено поднять до уровня средней заработной платы по региону, а срок обучения в аспирантуре сделать четыре года, но при этом ужесточить условия приема.

То, что в скором времени в том или ином виде документ будет одобрен, почти ни у кого не вызывает сомнений.
«Кадровая ситуация критическая: в стране огромное количество людей с дипломами, но настоящих профессионалов практически нет. Мы это видим по количеству технологических катастроф, по качеству медицинских услуг, по многим другим показателям», — рассказал зампред думского комитета по образованию Олег Смолин.

Но, будет ли работать предложенная система поиска талантов в российском масштабе или этот документ останется декларативным, пока непонятно.

В ближайшее время Минобрнауки РФ подготовит итоговый вариант концепции, включив в него замечания, которые высказали регионы. Ожидается, что уже в начале февраля документ будет передан помощнику президента РФ Аркадию Дворковичу.

 

По материалам www.mon.gov.ru, www.gazeta.ru
Фото www.ria.ru