• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование в слияниях

Bankir.ru. 30 июля 2012

Проблема качественной подготовки кадров для финансового рынка сегодня масштабно ощущается обществом: об этом говорит и бизнес-среда, и представители государственной власти, и профессионалы из сферы образования. Последствия правительственной инициативы по укрупнению вузов России, вопросы подготовки экономистов экстра-класса, а также необходимость реструктуризации учебных программ для финансовых специализаций обсудили ректоры трех государственных университетов и одной академии на конференции «Высшее образование в России: что ожидает экономические вузы страны?».

Воля «свыше» и «на местах»

Важным поводом для официального обсуждения накопившихся проблем стало распоряжение утвердить план реорганизации вузов до мая 2013 года, отданное недавно президентом России Владимиром Путиным. Согласно документу, неэффективные учебные заведения должны быть выявлены уже до конца текущего года. Закон об образовании и усиление борьбы с коррупцией в этой сфере также стали темой обсуждения на заседании «Открытого правительства», состоявшегося 25 июля.

Необходимость модернизации системы подготовки кадров и существенных инвестиций в человеческий потенциал уже давно ощущается в массовом сознании не только на правительственном уровне. Актуальность изменений неоднократно отмечалась на встречах профильных объединений, экспертных советах, круглых столах и многочисленных форумах. Ярким примером здесь может служить состоявшаяся 19 июня конференция «Рынок труда в финансовой сфере», где всесторонне рассматривалась проблема качественного экономического образования. О неважном состоянии кадров, результатах совместного опроса агентства Bankir.Ru и Ассоциации региональных банков России и существующих недостатках работы с персоналом говорят все чаще.

Очевидно, что инициированные правительством изменения назрели давно и нужны российскому обществу, что лишний раз отметили руководители ведущих экономических вузов, собравшиеся 26 июля в пресс-центре РИА Новости.

Открывал обсуждение ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он с сожалением констатировал, что качество подготовки экономистов, юристов, менеджеров и финансистов сегодня оставляет желать лучшего. За прошедшие 20 лет в нашей стране специалистов по этим направлениями стали выпускать практически в каждом вузе, но уровень подготовки от одного учебного заведения к другому сильно отличается. Недавно был изменен государственный стандарт по экономике, менеджменту и праву. Так, для подготовки специалистов по экономике было выделено пять базовых курсов, обучение по которым необходимо и обязательно для любого заведения, выдающего соответствующий государственный диплом. В список обязательных предметов попали макроэкономика, микроэкономика, финансы и кредит, эконометрика и статистика. Проверка, организованная аналитиками НИУ ВШЭ, выявила, что даже из этих пяти базовых предметов специализации порядка 70% российских вузов минимум одного предмета не преподают вообще. Некоторые учебные заведения ухитряются не преподавать двух предметов. Такое положение дел приводит к высокому уровню профанации экономического образования. В результате люди с дипломами экономистов вместо того, чтобы заниматься реальным сектором, в состоянии только поговорить об экономике. Для решения этой проблемы, как утверждает Ярослав Кузьминов, было принято несколько глобальных мер. Во-первых, ведущие вузы, такие как МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ, Финансовый университет при Правительстве РФ и другие решили объединиться и написать общий стандарт преподавания экономики. Созданный документ будет предложен Министерству образования и Российской Академии Наук для проведения аттестационных работ и соответствующего ориентира в утверждении учебных планов и программ. Во-вторых, этим ведомствам от ведущих вузов предложен и набор контрольно-измерительных материалов, примерных программ для оценки остаточных знаний, проведения независимой итоговой аттестации для бакалавров по экономике и менеджменту. Аналогичная работа ведется и в области юриспруденции и права.

И в-третьих, руководители учебных заведений договорились образовать ассоциацию ведущих вузов в области экономических и социальных наук. Несмотря на то, что эта организация в какой-то мере совпадет по составу с Ассоциацией ведущих вузов России, у нее будут самостоятельные важные функции в обществе. И поскольку ключевой социально-экономический вуз страны в настоящий момент – это Высшая школа экономики, то руководством этого учебного заведения и было принято решение организовать специализированное объединение для решения внутренних проблем гуманитарного образования по данным специализациям. Перед ассоциацией в настоящий момент стоят такие задачи, как организация единого кадрового пула преподавателей по всей стране, формирование авторитетной профессиональной площадки для обсуждения научных работ и т.д. Профессиональное специализированное объединение поможет вузам поднять качество образования за счет обмена опытом, знаниями и в какой-то степени кадрами.

Диплом «не первой свежести»

Следующим перед журналистами выступил ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимир Мау. Он отметил, что в настоящий момент действительно существует проблема дискредитации экономического и юридического образования. В средствах массовой информации, чиновниками службы занятости и многими другими аналитиками рынка труда постоянно повторяется замечание о том, что в России сегодня слишком много юристов и менеджеров. Однако на самом деле от того, что в дипломе выпускников юридических и экономических вузов что-то написано, совершенно не следует их высокая квалификация. «К счастью, большинство этих людей по специальности и не работает», – добавил руководитель АНХ при Президенте РФ. Но проблема, действительно, глубока. Поскольку в большинстве этих вузов выдается государственный диплом, то некачественным, через подобную работу, становится именно государственное образование, а это недопустимо. Отчасти проблема находится внутри системы, заметил эксперт. Понятно, что при отечественных традициях восприятия образования на экономических отделениях учиться проще, чем на факультетах теоретической физики или прикладной математики. И нужно понимать, что результат преподавания сформирован отчасти давлением внешнего спроса. «Я повторюсь, но все же хочу отметить, что в стране есть большой спрос на некачественное высшее образование, – акцентировал внимание слушателей Владимир Мау. – Есть спрос на любой диплом государственного вуза». Для абитуриентов, в конечном итоге, не важно, какого он качества. И поскольку считается, что учиться на социально-экономических факультетах несложно, то некачественный спрос распределяется именно на эти специальности. Всеобщая воинская обязанность, существующая в нашей стране, отчасти формирует подобные настроения в обществе. Ректор АНХ убежден, что контингент, среди которого востребовано некачественное высшее образование – это те абитуриенты, которые стремятся избежать попадания в армию. Однако вне зависимости от существующих в обществе настроений или гражданских норм для прохождения службы в армии, стандарты экономического образования необходимо повышать и отслеживать их соблюдение, заключил специалист.

Ассоциация для аудита

Ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров согласился с коллегами в том, что сложившееся положение необходимо срочно менять. И создание профессиональной ассоциации социально-экономических вузов – один из наиболее приемлемых путей. В России на сегодняшний день более 600 государственных и практически столько же негосударственных организаций высшей школы готовят экономистов, социологов, политологов и юристов. Безусловно, количество этих вузов должно сокращаться. Необходимо говорить об аудите не только государственных, но и негосударственных учебных заведений. Независимая аттестация должна проводиться во всех заведениях, имеющих право выдавать дипломы государственного образца. Предстоит большая и ответственная работа. В настоящее время российские вузы выпускают в год более 50 тыс. финансистов. Очевидно, что ни в обществе, ни в государственных структурах, ни в бизнесе нет потребности в таком количестве специалистов по этим направлениям. Здесь Михаил Эскиндаров согласился с выводами Владимира Мау о том, что абсолютное большинство таких выпускников и не работает по специальности. А первая причина подобного положения дел заключается как раз в качестве полученного образования.

Ректор РЭУ имени Плеханова Виктор Гришин добавил, что модернизация образования в настоящее время – это общемировая тенденция. Посещая своих коллег за рубежом, эксперт заметил, что и там сталкиваются приблизительно с аналогичными проблемами. В России сегодня необходимо решить вопрос с тем, как именно проводить аудит экономического образования. В рамках решения проблемы нужно будет ответить на целый ряд вопросов. Например, как наилучшим образом проводить оценку высшего образования, привлекать к этому процессу только экспертов из вузов или ответственных за кадровый потенциал представителей реального сектора экономики? В какой форме, и какая именно нужна будет помощь государству в этом вопросе? В распоряжении президента указана точная дата завершения модернизации: основную работу по укрупнению и присоединению вузов нужно будет провести в ближайшие полгода, поэтому предстоит серьезная нагрузка, и подходить к поставленной задаче нужно очень ответственно.

В поисках асов экстра-класса

На вопрос одного из журналистов о том, что будет с теми преподавателями, которые останутся без работы после объединения вузов, Владимир Мау ответил, что в настоящий момент первоочередной задачей является обеспечение качества образования. Он подчеркнул, что идет не столько сокращение кадров в учебных заведениях, сколько упорядочивание процесса обучения и омоложения преподавательского состава. Драматических ситуаций здесь нет и быть не может. Проблема, на самом деле, заключается не в том, куда пойдут работать действующие преподаватели, а как сконцентрировать в вузах высококлассных специалистов – тех, кто занимался бы не только преподаванием, но и исследовательской деятельностью.

Ярослав Кузьминов добавил, что специалисты Высшей школы экономики анализировали преподавательский состав в региональных ВУЗах страны и увидели, что каждый специалист там преподает, в среднем, в трех учебных заведениях. Кроме того, часть лекторов работает в газетах, в администрации города или области, на предприятиях, а в вуз приходят «о чем-то поговорить». Он призвал различать тех преподавателей, которые «хорошо говорят», и тех, кто прекрасно знают предмет. Для того чтобы компенсировать нехватку высококачественных преподавателей-экономистов, возможно, придется рекрутировать персонал из различных сфер бизнеса или искать какие-то иные пути выхода из ситуации. Виктор Гришин в продолжение поднятой темы отметил необходимость создавать условия мобильности для преподавателей внутри Российской Федерации. Нужны банки данных с информацией о высококлассных экономистах и юристах, которые готовы преподавать в вузах хотя бы в нескольких регионах нашей страны.

Понятно, что лишь в ходе реализации заявленных мер станет понятно, удастся ли справиться с профанацией экономического образования, существующего в настоящий момент в нашей стране. Однако энтузиазм, с которым ректоры ведущих вузов взялись за дело, вселяет надежду. Возможно, лет через двадцать в стране удаться готовить экономистов на мировом уровне, и даже кто-нибудь из них придумает план, как «соскочить» бюджету России с «нефтяной иглы». Остается только надеяться, что такая проблема для России будет еще актуальной, и имеющегося времени достаточно для перехода количества в качество.