• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа должна реализовывать интересы ученика

Вести FM. 14 августа 2012

Министерство образования и науки хочет поделить всех школьников на гуманитариев и технарей

С 2015 года ведомство планирует ежегодно проводить комплексные тесты учеников 8-9 классов, чтобы определить их склонности и помочь выбрать будущую профессию. По данным газеты "Известия", подростков спросят о ценностях и приоритетах, о планах после окончания школы. На основе полученной информации психологи определят, какое направление лучше подходит конкретному школьнику, гуманитарное или техническое. Издание пишет, что мнения ученика и его родителей тоже будут учитываться. С комментариями для "Вестей ФМ" - ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

"Вести ФМ": Как вы считаете, можно определить, к чему склонен ребенок, если он сам этого не знает?

Кузьминов: Психологи говорят, что да. Я думаю, что наши предпочтения меняются с каждым годом. Они меняются в результате смены нашего социального окружения, когда ребенок, например, попадает из школы в вуз, куда-то на работу или даже в какой-то лагерь, у него открываются совершенно новые черты, так что и да, и нет.

"Вести ФМ": Насколько полезной будет такая работа? Может быть, лучше больше внимания уделять учебе, а не многократному тестированию учеников, выяснению их склонностей?

Кузьминов: Мне кажется, что точно так же, как, скажем, в ряде стран чрезмерное значение придается тестированию, у нас чрезмерное значение придается обучению заранее установленному курсу. Мне кажется, что российская система образования должна воспринять те элементы тестирования, которые положительно себя зарекомендовали в мировой практике, в частности то, что Минобрнауки предлагает. Есть в принципе шаг в правильном направлении, если только детей не будут заранее формировать в две колонны: одна - гуманитарная, другая - с точными техническими науками.

"Вести ФМ": А как этого избежать? Сейчас говорят, что действительно хотят поделить на гуманитариев и технарей, и, наверное, это уже каким-то образом повлияет и на образование. И вообще, если человеку говорят, что он технарь, он, наверное, будет больше уделять внимание математике и физике, а если он гуманитарий, то историей займется.

Кузьминов: Мне кажется, что ребенок и без наших с вами указаний занимается тем, что ему интересно. Вопрос стоит в том, чтобы школа давала возможности для реализации интересов школьника. Сейчас у нас очень универсальная программа, в которой практически нет места расширенным курсам математики для тех, кто заинтересовался математикой, и расширенным курсам истории для тех, кто заинтересовался историей. И речь должна идти отнюдь не о двух профилях - это очень убого и неправильно, речь должна идти о 5-6 профилях. Уже 10 лет назад были сформулированы такого рода профили для 10-11 классов - это точные науки и информатика, это гуманитарный профиль, это социально-экономический профиль, который комбинирует точные науки и гуманитарные, технологический профиль, есть еще биологический профиль для тех, кто заинтересован в живых организмах. Как видите, профилей гораздо больше, чем гуманитарный и технический.

 

Аудиоверсия "Вести ФМ" на странице http://radiovesti.ru/articles/2012-08-14/fm/62563