• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Скандальный ЕГЭ: как бороться с покупными баллами и обманом?

Аргументы и факты. 12 июня 2013

ЕГЭ в этом году, как и всегда, сопровождается скандалами. Снова задания были известны заранее, а высокие баллы продавались… Можно ли это искоренить? Об этом «АиФ» беседует с Ярославом Кузьминовым, ректором Высшей школы экономики, председателем комиссии Общественной палаты России по развитию образования.

 

Мест нет?

 

— Ярослав Иванович, ЕГЭ постоянно улучшают, но все впустую. Родители выпускников нам пишут, что в южных республиках можно купить 100-балльный результат...

— Если вы думаете, что до введения ЕГЭ было не хуже, то ошибаетесь. Просто в системе устных экзаменов это было не видно обществу. ЕГЭ как формально независимая от школ и вузов оценка знаний — это серьезное достижение. Оно реально повысило доступ в ведущие вузы для выпускников из отдаленных районов, из небогатых семей. В нашей Вышке таких студентов стало в два раза больше, чем до ЕГЭ.

Да, наряду с реальными талантами в Москву и Питер попадают и те, кто «чудесным образом» получил 90-100 баллов. Но таких, по нашим исследованиям образования, не больше 10%. Дальше все зависит от вуза — где строго спрашивают со студента, липовые отличники не живут больше одной сессии. Посмотрите на Физтех, на мехмат МГУ, на ВШЭ. Нет такой проблемы. А вот если и в вузе ты можешь «договариваться» об оценках — тогда беда. Но это беда не ЕГЭ, а морали и профессионализма образования в целом. Общественная палата предлагала меры по совершенствованию ЕГЭ. «Третья часть» задания, которая дает максимум баллов и оценивается «вручную», а не компьютером, должна проверяться в другом регионе, не там, где сдают экзамен. ЕГЭ должен быть разбит на два уровня — «базовый» и «продвинутый», который дает максимум баллов. Последний должен содержать только творческие задания, организовываться и проверяться ведущими специалистами страны, людьми с именем. Хорошо бы учитывать наряду с ЕГЭ средний балл в школе за 3-4 последних класса.

— Но «липовые стобалльники» уже занимают места реальных.

— С этим мы тоже боремся. За свой счет — набираем на 15-25% больше студентов, чтобы «перекрыть» недобросовестных абитуриентов. Жесткая конкуренция лишь в 30-40 вузах страны, именно ради МГУ, МГИМО, ВШЭ, СПбГУ и т.п. покупаются высокие результаты ЕГЭ. В остальные вузы, положа руку на сердце, берут и со средними результатами. Так давайте с учетом несовершенства ЕГЭ дадим этим вузам, в которые все так рвутся, возможность брать больше студентов с расчетом на то, что часть отсеется.

 

Работа руками

 

— Сейчас повышают престиж колледжей: мол, нужны рабочие руки…

— Чиновнику легко «повысить престиж», проведя два утренника и повесив лозунг. Но престиж колледжа от этого не вырастет.

Социология показывает — очень многие чувствуют себя неполноценными без высшего образования! Треть людей имеют талант — работать руками, но многие не делают этого, потому что не могут получить высшее образование в этой области. Почему бы не сделать прикладное высшее образование для парикмахера, ресторатора? Для квалифицированных рабочих в строительстве, на транспорте? Люди, выбравшие этот сектор в России, тоже хотят развиваться и быть признанными как профессионалы, но пока не имеют такой возможности. Мы остались одной из последних стран, где есть техникумы. Во всех развитых странах они превратились в университеты прикладных наук, чтобы люди не отказывались от профессий, потому что это непрестижно, и чтобы не оставляли многие профессиональные области на откуп мигрантам. Об этом тоже нужно помнить. Масса профессий заполнена ими, а граждане России получают в это время в два раза меньше, зато сидят в офисе. Это глупо.

 

Источник: http://www.aif.ru/society/article/63999