• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кризис обернется триумфом посредственных вузов

Огонек. 29 июня 2009

Высшая школа экономики подготовила доклад, посвященный влиянию кризиса на высшее образование.

Кризис экономический, но сильный переполох он вызвал там, где, казалось бы, все должно быть чинно и спокойно: в стенах государственных вузов и среди абитуриентов. Будущие студенты и их родители волнуются: сохранят ли бюджетные места, дадут ли кредит и что будет с ценами на платном отделении?

Стоит ли тревожиться? Высшая школа экономики подготовила масштабный доклад, посвященный влиянию кризиса на высшее образование.

Бесплатное и бесполезное

Эксперты прогнозируют — из-за падения доходов намного меньше семей смогут позволить себе платное высшее образование. Набор платников на первый курс снизится на 30 процентов, около 15 процентов от тех, кто уже учится на платном отделении, не смогут оплатить обучение.

И дело тут не только в кризисе: потенциал роста платного образования за счет средств населения был исчерпан еще прошлым летом. По данным "Мониторинга экономики образования", домохозяйства со средним уровнем доходов в середине 2000-х годов платили за образование своих детей в вузах больше, чем могли себе это позволить. Дальнейший рост затрат населения на высшее образование возможен, только если будет запущен механизм массового образовательного кредитования.

Так что падение числа платников должно было начаться в любом случае: демографический спад (минус 10 процентов поступающих в этом году и еще минус 8 процентов в следующем) и экономический кризис лишь запустили этот процесс.

Чем он обернется для абитуриентов и их родителей?

Уже обещано, что количество бюджетных мест в системе образования сокращаться не будет. В итоге те, кто раньше планировал учиться за свои деньги, теперь имеют шанс отучиться за казенные. Вроде бы все в выигрыше, но есть нюансы.

Авторы доклада прогнозируют массовое перераспределение студентов между вузами. По их оценкам, абитуриенты, чьи семьи лишились серьезной доли доходов в кризис, переориентируются с платных мест в более престижных вузах на бесплатные в менее престижных. Группа из 100 ведущих вузов, которые обеспечивают сопоставимый с международным уровень качества образования, могут потерять от четверти до половины платных студентов набора 2009–2010 годов, то есть от 30 до 50 тысяч человек.

— Есть три группы вузов. Первая группа дает компетенции, которые позволяют выпускнику зарабатывать по 5 тысяч долларов в месяц, вторая группа дает компетенции, позволяющие зарабатывать по 2 тысячи долларов в месяц, выпускник вузов третьей группы может рассчитывать на 500 долларов в месяц,— говорит ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.— Люди переходят с платных мест в ведущем вузе на бесплатные в вузе третьей группы или платные, но более дешевые в вузе второй группы. Вроде бы человек сэкономил на обучении 20–30 тысяч долларов. На самом деле эта экономия и ему, и обществу обходится очень дорого.

По оценкам Ярослава Кузьминова, переходу людей во второразрядные вузы, но на бюджет поспособствует и ЕГЭ. Человек сдает ЕГЭ, посылает результаты в 20 мест и скорее всего хоть где-то да получит бюджетное место. В итоге многие абитуриенты выберут бесплатные места, даже не подозревая, что снижают свои шансы на рынке труда. К 2014–2015 годам, когда они выйдут из вузов, поймут, что не в состоянии устроиться на приличную работу и трудиться по указанной в дипломе специальности.

Вы банкрот

Что будет в кризис с самими вузами?

Тут ситуация тоже неоднозначная. С одной стороны, вузы теперь могут нанимать квалифицированных преподавателей. В рыночных секторах заработная плата сокращается на 30–50 процентов, а в вузах остается на нынешнем уровне. Разрыв между зарплатами снижается.

С другой стороны, резко сокращаются доходы вузов: упадет набор на платное отделение и программы дополнительного профессионального образования, частные фирмы и госорганы будут заказывать вузам намного меньше исследований, сократятся и бюджетные расходы по незащищенным статьям (ремонты, развитие).

Для ряда вузов такое сокращение доходов может оказаться довольно болезненным: им придется отказаться от развития, сократить надбавки преподавателям.

В основном пострадают вузы, которые изначально открывались для торговли дипломами и где за два года произойдет сокращение контингента до 50 процентов. Эти вузы потеряют жизнеспособность, под угрозой окажется возможность завершить обучение старших курсов на уровне государственных стандартов.

Вторая группа риска — наиболее эффективные вузы, у которых внебюджетная составляющая их деятельности — более 65 процентов бюджета. Эти вузы потеряют до 30 процентов доходов от внебюджетных студентов и до 50 процентов доходов от выполнения исследований для предприятий. К этой группе относятся 25–30 ведущих технических университетов России, а также ряд классических и экономических университетов — всего около 50.

Практически не пострадает группа вузов, дающих образование невысокого качества, там, где обучение стоит примерно 20–30 тысяч рублей в год: к ним перейдут абитуриенты, у которых не хватило денег для учебы в престижных вузах".

Эксперты прогнозируют: относительную устойчивость сохранят те ведущие вузы, которые имеют дополнительную бюджетную поддержку (МГУ, С.-Петербургский госуниверситет, МГТУ имени Баумана, Казанский госуниверситет). Неплохо будут чувствовать себя и те, кто диверсифицировал свои внебюджетные доходы и зарабатывает не только на высшем образовании, но и на дополнительном профессиональном образовании и исследованиях (Академия народного хозяйства, Финансовая академия, ГУ-ВШЭ, в меньшей степени — другие ведущие экономические вузы, а также технические университеты, включенные в программы оборонно-промышленного комплекса).

При этом хорошие технологические и инженерные вузы могут недобрать студентов не только на платное, но и на бюджетное отделение. Школьники еще не переориентировались в выборе профессии и не хотят идти в технари. Об этом говорит и динамика сдачи ЕГЭ по выбору. Так, физику сдавали 21,5 процента выпускников.

Если такая нехватка абитуриентов повторится в 2010 году, некоторые вузы фактически окажутся банкротами. Формального банкротства быть не может, статус не позволяет, но фактически наиболее пострадавшие от кризиса вузы просто не смогут выполнять свои обязательства — поддерживать программы даже на старших курсах и платить преподавателям. Каким вузам придется особенно тяжело, определится уже в сентябре — октябре этого года.

Двоякий эффект на систему высшего образования окажет и попытка превратить его в резервуар для безработной молодежи.

Программы переподготовки безработных, а также выпускников вузов, которые не нашли работы по специальности, поддержат бюджеты вузов и снимут социальную напряженность. С другой стороны, попытка любой ценой удержать в вузах тех, кто хочет просто пересидеть кризис, приведет к снижению качества образования.

Профдезориентация

Как кризис отразится на рынке труда и на готовности абитуриентов учиться тем или иным специальностям?

"Рынок труда временно перестал посылать сигналы, ориентирующие на выбор профессии,— отмечают авторы доклада.— Это может привести к затруднениям при выборе профессии".

Пока что выпускники школ и их родители настроены относительно оптимистично: они закладываются на то, что кризис будет недолгим, короче срока обучения в вузе, а после кризиса рынок труда будет выглядеть примерно так же, как и до него. Люди по-прежнему считают высшее образование ценным, при этом в лидерах остаются все те же экономические и юридические специальности.

Однако, если кризис затянется больше чем на три года и безработица среди выпускников будет высокой, ценность высшего образования как такового будет поставлена под сомнение.

"От трети до половины выпускников очных отделений вузов 2009 года не найдут постоянной работы. Это от 150 до 250 тысяч человек,— указано в докладе.— По масштабу это может стать одной из главных социальных проблем России, учитывая концентрацию студентов в крупных и крупнейших городах. Это может также привести к маргинализации целого поколения, к ослаблению его потенциала для посткризисного периода.

Трудности с трудоустройством (речь идет о постоянной и достаточно привлекательной работе) встретят 50–60 процентов выпускников высших учебных заведений и значительная часть выпускников колледжей и техникумов. Основная часть работодателей считает их недостаточно готовыми к работе и в условиях просто переключатся на готовых работников, высвобожденных с других предприятий".

Многие студенты резонно зададутся вопросом: зачем нужно высшее образование, если оно не обеспечивает трудоустройство? Однозначного ответа на него не будет, в итоге многие бросят учебу или начнут учиться намного менее прилежно, а выпускники школ (и их родители) станут относиться к поступлению в вуз скептически. Ситуация начала 1990-х, когда университетский диплом был скорее обузой, чем подспорьем в успешной карьере, может повториться.