• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Знания учителей по предмету нуждаются в независимой оценке

РИА Новости. 9 октября 2013

В профессиональном стандарте педагогической деятельности, подготовленном группой под руководством директора Центра образования №109 Москвы Евгения Ямбурга и одобренном в сентябре 2013 года Минюстом России, сделан акцент на психолого-педагогических компетенциях учителя: он должен уметь найти подход к каждому ребенку. Однако предметные компетенции учителя не менее важны — иначе дети не сдадут ЕГЭ. Как сделать учителя знатоком своего предмета, в интервью РИА Новости рассказала директор Пермского кампуса Высшей школы экономики Галина Володина.

— Галина Емельяновна, в Пермском крае для учителей проводятся предметные олимпиады — аналог олимпиад для школьников. Как возникла идея их проведения? Зачем они нужны?

— Идея проведения учительских олимпиад возникла с приходом ЕГЭ в Пермский край. Для нас было очевидно, что высокий уровень предметных компетенций учителя вкупе с его психологической готовностью к независимой внешней оценке этих компетенций имеет прямую корреляцию с результатами ЕГЭ его учеников.

Проблема в том, что эти компетенции никто никогда не проверял. Как учителя в России проходят аттестацию? Пишут реферат, выступают перед комиссией, но никто не проверяет уровень их владения предметом. Последний экзамен они сдавали во время учебы в институте. А чтобы проверить, нужно посадить учителя за парту, независимо оценить его знания. Возможный формат такой оценки — олимпиады для учителей.

В первой олимпиаде в 2008 году участвовали учителя из 28 школ — тех, которые в тот период входили в наш университетский округ (кампус с ними сотрудничал, помогал учителям повышать квалификацию и проч.). Это были учителя русского языка, математики, английского языка и экономики — всего около 200 человек. Проходила она анонимно — мы закодировали имена названиями цветов. Первая олимпиада позволила нам понять, где у учителей больше всего пробелов, как с ними работать.

— Как проходят олимпиады для учителей сейчас?

— Они проводятся совместно Пермским кампусом НИУ ВШЭ и краевым министерством образования. В них принимают участие все желающие учителя Пермского края — в 2012 году только математиков было больше тысячи. За прошедшие пять лет через олимпиады прошли более 9 тыс. учителей — то есть большинство тех, кто преподает в основной и старшей школе. Расширился спектр предметов: сейчас олимпиады проводятся также для учителей физики, химии, биологии, информатики. Олимпиада проходит в два тура: первый — дистанционный, через Интернет. Второй — очный — в нашем кампусе. После очного тура мы всегда проводим разбор ошибок и мастер-класс, который должен помочь улучшить результаты. И если поначалу олимпиады больше напоминали ЕГЭ, то сейчас уровень их сложности значительно выше.

Уже два года мы открываем все результаты олимпиад. Известно, что учителя трепетно относятся к любым внешним проверкам, но этой гласности они уже не боятся. Для них это хороший стимул. Многие учителя принимают в олимпиадах участие несколько раз, и мы видим, как некоторые из тех, кто занял по итогам первых олимпиад низкие позиции, постепенно их улучшают. Конечно, результаты олимпиад дают краевому министерству объективную информацию о предметных компетенциях учителей. Важно, что хорошие результаты показывают не только городские, но и сельские учителя.

— В чем смысл участия в олимпиаде для учителя?

— Победа в олимпиаде может повлиять и на результаты аттестации — присвоение первой и высшей категории, на решение о том, кто возглавит методические объединения учителей, кто войдет в состав экспертных комиссий по проверке ЕГЭ. Тех, кто демонстрирует лучшие результаты, конечно, отмечают в краевом министерстве.

Кроме того, учительские олимпиады явились мощным стимулом для формирования широких предметных сообществ учителей школ региона.

— А в чем смысл проведения олимпиад для Пермской Вышки, если не принимать во внимание миссию университета по поддержке средней школы?

— Есть и прагматические соображения. В свое время мы поняли, что вклад кампуса в улучшение качества школьного образования в крае — это возможность получить хорошо подготовленных абитуриентов.

— Что необходимо для распространения пермского опыта проведения олимпиад в других регионах?

— Олимпиады для учителей — отнюдь не затратное мероприятие, как может показаться на первый взгляд. Техническая сторона вопроса — это программное обеспечение: с его помощью мы проверяем задания за 30 минут.

Если проведение олимпиады берет на себя университет, ему нужна поддержка региональных властей, а также хорошие отношения с другими вузами региона. Например, у нас задания по математике, экономике, английскому языку составляют преподаватели ВШЭ, а задания по физике, химии, биологии — преподаватели других вузов Перми.

Если преподаватель составляет олимпиадные задания для учителей, сам он должен быть предметным экспертом высочайшего уровня.