• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дмитриев делит правительство

Ведомости. 2003. № 52. 27 марта

...Первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон поддерживает идею разделения исполнительной власти на три уровня задач. "Критерий для разделения [между уровнями власти] простой: правительство должно заниматься только теми [политическими] вопросами, где расходятся консерваторы и либералы, регионы и центр", - отмечает он.
Бывший вице-премьер Александр Шохин, готовящий проект административной реформы от имени РСПП, имеет другой взгляд на проблему. В предлагаемой им структуре пять уровней власти...

Минэкономразвития предлагает радикально изменить систему правительства. Вчера первый замминистра Михаил Дмитриев обнародовал идею трех уровней исполнительной власти. По проекту правительство и ограниченный круг министерств будут только устанавливать правила игры для исполнителей - специализированных агентств. В правительстве с этими планами знакомы, но не готовы к их немедленной реализации.

Пороком существующей системы власти Дмитриев считает то, что "ведомства сами разрабатывают законы и зачастую сами их применяют в своих интересах". Чтобы ликвидировать конфликт интересов, чиновник предлагает сформировать три уровня власти. На верхнем должно находиться правительство. На втором - небольшое количество министерств. На третьем - специализированные агентства и дирекции, не входящие в состав правительства. По мнению чиновника, в такой системе только правительство и министерства "могут определять правила игры" и инициировать нормативные правовые акты. Их практическим применением, полагают в Минэкономразвития, должны заниматься органы третьего уровня. Деятельность агентств будут координировать министерства, они же будут осуществлять надзорные и контрольные функции.
Похожая идея, предусматривающая резкое сокращение числа министерств с передачей им стратегических функций, за которые отвечают вице-премьеры, была предложена руководителем аппарата правительства Игорем Шуваловым еще в 2001 г. Однако тогда в Кремле отнеслись к этой идее холодно, и все ограничилось, по выражению премьера Михаила Касьянова, "тонкой настройкой кабинета".
Первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон поддерживает идею разделения исполнительной власти на три уровня задач. "Критерий для разделения [между уровнями власти] простой: правительство должно заниматься только теми [политическими] вопросами, где расходятся консерваторы и либералы, регионы и центр", - отмечает он.
Бывший вице-премьер Александр Шохин, готовящий проект административной реформы от имени РСПП, имеет другой взгляд на проблему. В предлагаемой им структуре пять уровней власти. На первом - правительство, включающее узкое число министерств. Под министерствами на втором уровне - федеральные службы, например, под Минфином - таможенная, налоговая и казначейская службы. На третьем уровне остаются и надзорные функции, например МАПа и Минсвязи. Четвертый уровень, по Шохину, - это федеральные комиссии, управляющие секторами экономики (ФКЦБ, ФЭК, Госкомитет по оборонзаказу). На пятом уровне - агентства, занятые хозяйственной деятельностью или управлением госсобственностью.
Аналитик BKG Владимир Скопцов характеризует предложения Минэкономразвития о трехуровневой исполнительной власти как "разумные". Но он опасается, что в конечном счете существующие министерства сохранятся, а к ним добавятся новые структуры, и бюрократия численно увеличится.
В правительстве не готовы немедленно приступить к реализации планов ведомства Германа Грефа. "Эти предложения Минэкономразвития не новые. Они содержатся в материалах по административной реформе, представленных в правительство, - говорит высокопоставленный чиновник Белого дома. - Эти идеи не отвергнуты, но нет ничего такого, о чем можно сейчас говорить определенно".