• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зарплаты подняли — очереди остались Доходы у "слуг народа" растут как никогда раньше

Огонек. 2007. № 38. 17 сентября

— Конечно, если мы хотим изжить коррупцию или затормозить ее рост, мы должны привлекать в органы исполнительной власти людей добросовестных и знающих, — уверен первый проректор Высшей школы экономики, профессор кафедры государственного управления и экономики общественного сектора Лев Якобсон. — Поэтому зарплаты нужно повышать, и тысяча долларов не предел.

Когда чиновник, закрывая кабинет на полчаса раньше окончания рабочего дня, кричит, что за такую, как у него, зарплату работают только святые, он бессовестно врет. Сегодня региональные чиновники, получив возможность самостоятельно определять ставки, подчас имеют зарплату выше, чем у федеральных коллег. Согласно опубликованным в пятницу данным Росстата, только за полгода зарплата представителей исполнительных органов власти выросла на 22,9% — до 23 029 рублей. От тотального взяточничества и очередей это не спасает.

Любой россиянин по собственному опыту знает, что жизнь чиновника состоит из сплошных обедов, перерывов и важных встреч, из-за которых он не может вовремя выполнить свои обязанности. И в какойто степени стоящий в многочасовой очереди обыватель прощает нерасторопного клерка, зная, что зарплата у того мизерная и что если бы не подношения в конвертиках, то тот бы уже давно по миру пошел. На самом деле это неправда. Чиновники продолжают прибедняться, хотя их средние заработки превысили среднюю же зарплату по стране, которая, по данным на июль, составила 13,5 тысячи рублей.

Региональные же чиновники различных уровней в первом полугодии 2007 года разбогатели следующим образом. Зарплата работников федеральных органов исполнительной власти на территориях, к примеру, местных отделений налоговой инспекции и Роспотребнадзора повысилась на 37,9% и составила 15 803 рубля.

В органах исполнительной власти субъектов — правительствах краев и областей — рост реальной зарплаты составил 22,9% — до 23 029 рублей. В органах местного самоуправления — префектурах и управах — средняя зарплата достигла 13 692 рублей, увеличившись на 22,7%. В реальном же выражении, с учетом инфляции, зарплата чиновников в субъектах России выросла на 14%, средняя реальная зарплата в экономике страны — на 17,4%.

Как мы видим, чиновники себя не обижают. Особенно это касается членов правительств субъектов. Уровень их среднемесячных зарплат оказался в полтора раза выше, чем у работников федеральных органов исполнительной власти на территориях. Это неудивительно, учитывая, что регионы самостоятельно могут определять структуру органов власти, их численность и оплату. Те же себя не обижают, особенно если речь идет о добывающих субъектах.

Так, в Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах зарплата местного чиновника составляет около 60 тысяч рублей, вдвое выше, чем у их коллег из Москвы и Санкт-Петербурга.

В то же время в депрессивных уголках страны чиновники довольствуются зарплатой меньшей, чем средняя по региону. Так, клерки Дагестана или Костромской области до сих пор живут на 10 тысяч рублей.

Решение о резком повышении зарплат чиновникам было принято несколько лет назад. В 90-е годы из-за чудовищно низкого вознаграждения на министерские должности шли, рассчитывая только на взятки. Предполагалось, что достойный доход поможет привлечь в эту сферу профессионалов и снизить уровень коррупции, которая уже практически срослась с понятием чиновничества. Однако пока ни того ни другого эксперты не замечают.

— Конечно, если мы хотим изжить коррупцию или затормозить ее рост, мы должны привлекать в органы исполнительной власти людей добросовестных и знающих, — уверен первый проректор Высшей школы экономики, профессор кафедры государственного управления и экономики общественного сектора Лев Якобсон. — Поэтому зарплаты нужно повышать, и тысяча долларов не предел.

Однако данная мера должна осуществляться параллельно с двумя другими.

Чтобы расходы на зарплаты чиновникам не стали разорительными для бюджета страны, по мнению господина Якобсона, необходимо сокращать численность госаппарата, которая сейчас составляет 1,5 млн человек. Однако увольнения сотрудников при сегодняшней технической неоснащенности госучреждений приведет лишь к падению эффективности работы.

— В России до сих пор для решения практически любой проблемы требуется личный контакт с чиновником, — продолжает эксперт. — У нас сверхусложненный доисторический документооборот, в то время как на Западе многие справки уже высылаются по почте, в том числе электронной. Большинство функций чиновников можно автоматизировать, используя современные технологии, часть звеньев изъять совсем. Пока что массовых увольнений чиновников в регионах нет. Все понимают, что из-за этого вырастут и без того бесконечные очереди.

Кроме того, для повышения эффективности работы чиновников нужно не только повышать зарплаты, но и установить систему премий и штрафов для добросовестных сотрудников и разгильдяев.

Говоря о роли повышения зарплат в борьбе с коррупцией, специалисты также не видят результатов. "Пока уровень коррупции не падает, — констатирует Лев Якобсон. — У населения растут доходы, у бизнеса —прибыли, а у чиновников — аппетиты".