• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Государство должно предлагать конкурентоспособные условия оплаты"

Время новостей. 24 июля 2008

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов считает, что управленческие кадры необходимо готовить по рыночному принципу.

Причины, вызвавшие нынешний "кадровый голод", возникли с распадом Советского Союза. Когда была ликвидирована т. н. "система привилегий", ликвидировали и материальный стимул для занятия госслужбой. Фактически в жизнь было воплощено то, что провозглашал Ленин: чиновник должен получать зарплату среднего рабочего. Это сделали не большевики — это сделал Борис Ельцин, и последствия этого решения мы ощущаем до сих пор. Наряду с этим была разрушена система отбора и профессиональной оценки кадров. На смену кадровому отбору через КПСС не пришло ничего. Нет налаженной системы подготовки специалистов, на смену иерархическому принципу отбора так и не пришел рыночный. Открытый рынок управленцев, соответствующий современной демократической стране, на сегодняшний день в России отсутствует.

Около пяти лет назад мы выступали с предложением о создании базы данных высших менеджеров страны. Это можно было сделать на основе комиссии по подготовке управленческих кадров, которая была создана еще в 1997 году. Прошло более десяти лет, переподготовлено около 100 тыс. менеджеров. Еще несколько лет назад Высшая школа экономики ставила вопрос о том, что эти специалисты, которые получили образование и стажировались в ведущих западных компаниях за государственный счет, обязаны присутствовать в государственной базе данных, которая должна быть открыта для каждого работодателя. Сегодня президент поставил задачу создать такую базу, причем не только в интересах бизнеса, но и для нужд государства. Мне кажется, что это совершенно правильный подход.

Должен сказать, что в условиях, когда работа чиновников недостаточно оплачивается, особенно в сравнении с бизнес-сектором, государство совершенно очевидно теряет. Государство обманывают, и вместе с ним обманывают всех нас. Низкие зарплаты тех, кто распоряжается от имени государства миллионами и миллиардами долларов, — ситуация совершенно ненормальная, и ее, безусловно, надо менять. Но наряду с этим нужно изменить и сам принцип комплектования управленческих кадров государства.

Есть два подхода, по поводу которых на моих глазах возникали споры и в администрации президента, и в ходе публичных дискуссий.

Одна позиция состоит в том, что мы должны обособить госчиновников, создав из них отдельную касту. С этой точки зрения готовить будущих госслужащих надо начиная с бакалавриата, отдельно от других студентов. Предполагается, что им нужно давать такое образование, которое затрудняло бы для управленцев переход в бизнес-сектор: к примеру, меньше преподавать им менеджмент или гражданское право, а делать больший упор на административном праве. На мой взгляд, эта позиция неправильная и опасная для нашей страны. И так между бизнесом и властью отсутствует большое взаимопонимание. Укоренять такого рода взаимоотношения — вредно.

Вторая позиция, которую, без всякого сомнения, разделяет и Высшая школа экономики, базируется на том, что существует единый рынок кадров. Готовить лучших менеджеров нужно именно как менеджеров. Государство наряду с компаниями должно черпать из этого рынка, предлагать конкурентоспособные условия оплаты. Важнейший момент в деятельности и менеджера корпорации, и государственного чиновника — его репутация. Как только мы переходим к открытой базе данных, мы делаем репутационный фактор работающим и восстанавливаем его значение, которое сейчас фактически утрачено на многих этажах государственной и муниципальной службы. Только открытость и постоянный обмен, переток кадров между бизнесом и госслужбой способны помочь нам в относительно короткие сроки справиться с болезнью, именуемой коррупцией.