• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Заплати налоги, но не спи спокойно

Деловой Петербург. 14 мая 2010

Более 50% россиян относятся к неуплате налогов с "одобрением", "пониманием"или "безразличием"и лишь 39% - с осуждением.По мнению доцента филиала ГУ-ВШЭ в Петербурге Анны Саниной, это вызвано тремя факторами:люди не понимают, на что идут их налоги, люди в принципе не любят отдавать, людям с детства не прививают налоговой культуры.

Меньше четверти россиян уверены, что налоги необходимо платить в полном объеме. Еще 10 лет назад, то есть на исходе лихих 1990-х, таких граждан в стране было почти в 2 раза больше.

По данным правоохранительных органов, налоговые поступления в бюджеты по сравнению с прошлым годом сократились на 21%. При этом часть экономики вновь уходит в тень, возвращаются финансовые схемы с использованием фирм-однодневок:только в Москве чуть ли не 75-80% коммерческих структур зарегистрировано на подставных лиц. В связи с этим несколько российских бизнесменов и ученых попробовали ответить на "детский"вопрос:почему в России так не любят платить налоги и можно ли с этим что-то сделать? Часть дискуссии протекала в стенах лектория "Контекст".

 ...

Анна Санина, доцент ГУ - ВШЭ в Петербурге.

Желание избежать уплаты налогов - нормальное стремление предпринимателя. Оно исходит из эгоистической природы человека, предпочитающего брать, а не отдавать. В обществе в целом уклонение от уплаты налогов воспринимается как норма. По данным исследования фонда "Общественное мнение", 50% россиян относятся к неуплате налогов с "одобрением", "пониманием"или "безразличием"и лишь 39% - с осуждением. С социологической точки зрения этому есть несколько объяснений.

Во-первых, как институт налоги установлены государством и поддерживаются силой его принуждения. Люди, которым не ясны формальные правила, пытаются искать "пробелы", для того чтобы построить более понятную для них систему взаимодействия. Одним из примеров является феномен персонализации, когда институт перестает функционировать согласно объективно действующим механизмам и меняет свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц. В российской налоговой системе персонализация выражена, в частности, полем игры налогоплательщиков с государством, которое может быть определено как "неуплата налогов - налоговая оптимизация":грань между неуплатой и оптимизацией очень зыбкая, точных определений не существует. Поэтому уклонился человек от уплаты налогов или нет, определяется на основании личных связей.

Во-вторых, в российской практике в представление о необходимости платить налоги не включен элемент мотивации. Не ясно, какие блага получает налогоплательщик.

Возьмем официальное определение налога, принятое в нашей стране:"Налог - это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж."и т.д. Тут, в общем, все сказано. В самом понятии налога заложено, что гражданин не может рассчитывать на какую-то отдачу.

В этом смысле с поведенческой точки зрения альтернативные способы, к которым обращаются предприниматели:построение черных и серых схем, неформальное общение с налоговым инспектором и дача взяток - выглядят как более мотивированное и поэтому логичное поведение. Процесс бартерного обмена честнее, поскольку, отдавая, человек хотя бы примерно знает, что получит взамен. Государство же в обмен предоставляет не возмещение или награду, а отсутствие наказания.

Третий фактор, который стимулирует избегать уплаты налогов, также определяется позицией государства. Гражданин обязан самостоятельно уплачивать налоги, заполнять декларации и даже исчислять суммы, подлежащие уплате. При этом заполнению налоговой декларации не учат в школе и в большинстве вузов. Тем не менее требование платить налоги обращено ко всем.

Это означает, что перед государством стоит задача, которая может рассматриваться как практически невыполнимая:научить взрослого индивида действию, которое с детства воспринимается им как наиболее неприятное и нежелательное, - отдавать.

Для того чтобы результат научения был более успешным, необходимо использовать различные стимулирующие инструменты. Однако в современной социально-экономической ситуации научение налоговому поведению ограничено выпуском законодательных норм, знакомиться с которыми налогоплательщик должен самостоятельно.

Другими словами, процесс научения налогоплательщика государством практически отсутствует. Его место занимает неформальное научение, осуществляющееся в ходе взаимодействия предпринимателей между собой. Зачастую в рамках такого взаимодействия существенно меняется система приоритетов и уплата налогов перемещается на последнее место.

Как результат всего этого, общение между налоговыми органами и налогоплательщиками выстраивается на манер драматургической игры, всеми считываемой и понятной. Чего стоит одно покорное многочасовое ожидание в налоговой инспекции.

В инспекции можно встретить несколько типов ходоков:молоденьких девушек, которые делают вид, что они ничего не понимают, седовласых старушек, все забывающих в силу возраста. На этой актерской игре строится отношение с налоговым инспектором, исполняющим роль обучающего специалиста.

...