• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

40 миллиардов с населения и бюджета хотят взять энергетики

Газета. 2002. № 210. 13 ноября

..Последней каплей, переполнившей терпение энергетиков, стала перспектива выхода на ФОРЭМ одного из крупнейших потребителей "Белгородэнерго" Лебединского ГОКа, из-за чего эта энергокомпания лишится львиной доли своих доходов. А поскольку 98% электроэнергии она сама покупает на ФОРЭМе, то, по словам Якова Уринсона, потеряв доходы, она не сможет платить, и начнутся отключения. Чтобы избежать этого, зампред правления РАО написал проект постановления правительства, где предложил запретить выход на ФОРЭМ крупных потребителей до тех пор, пока не будет ликвидировано перекрестное субсидирование, то есть пока тарифы для населения и прочих дотируемых ныне групп потребителей не поднимутся до экономически обоснованного уровня...

Пока Дума и правительство в муках вынашивают законы о реформе электроэнергетики, крупные потребители, чуя близость свободы, уже выходят на оптовый рынок электроэнергии, где она дешевле. А региональные энергокомпании, потеряв их, в итоге остаются без привычных доходов наедине с субсидируемыми населением, бюджетниками и сельским хозяйством. Энергетики сочинили для правительства проект постановления, где предложили повысить тарифы для мелких потребителей в два-три раза, а до тех пор притормозить движение к свободе крупных. В противном случае они грозят энергетическим кризисом и потерей доверия граждан к реформе.

До недавнего времени основными покупателями электроэнергии на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ФОРЭМе) были сами энергетики. Крупные промышленные потребители выпускались туда крайне дозированно - лишь с согласия РАО "ЕЭС" и региональных энергетических комиссий. Нельзя было нарушить хрупкий баланс: высокие тарифы для крупных предприятий позволяли брать меньше с населения и ряда других мелких потребителей. В 2002 году объем перекрестного субсидирования составил около 40 млрд. рублей, или 8, 3% от суммарной выручки РАО "ЕЭС".
В последнее время ситуация с выходом на ФОРЭМ изменилась. Постановление правительства о реформировании электроэнергетики ввело понятие "энергосбытовых организаций", разрешив им выход на оптовый рынок. И многие крупные предприятия не преминули воспользоваться этой возможностью. К настоящему времени ими уже создано 19 подобных организаций, 14 из которых Федеральная энергетическая комиссия вывела на ФОРЭМ. Технология их создания, по словам зампредседателя правления РАО "ЕЭС" Якова Уринсона, крайне незатейлива: несколько человек учреждают энергосбытовую организацию, берут в аренду участок сетей и получают право доступа к дешевой энергии с оптового рынка. Причем это могут быть заводские сети того самого крупного потребителя, а может быть, и одинокая опора ЛЭП совсем в ином регионе.
Последней каплей, переполнившей терпение энергетиков, стала перспектива выхода на ФОРЭМ одного из крупнейших потребителей "Белгородэнерго" Лебединского ГОКа, из-за чего эта энергокомпания лишится львиной доли своих доходов. А поскольку 98% электроэнергии она сама покупает на ФОРЭМе, то, по словам Якова Уринсона, потеряв доходы, она не сможет платить, и начнутся отключения. Чтобы избежать этого, зампред правления РАО написал проект постановления правительства, где предложил запретить выход на ФОРЭМ крупных потребителей до тех пор, пока не будет ликвидировано перекрестное субсидирование, то есть пока тарифы для населения и прочих дотируемых ныне групп потребителей не поднимутся до экономически обоснованного уровня.
Так, для того чтобы компенсировать "Белгородэнерго" потерю ЛГОКа, тариф для населения, по оценке Уринсона, следует поднять в 2, 5 раза, для бюджетников, городского транспорта, предприятий ЖКХ, водоканала - в 3, 5 раза, а мелким предприятиям - на 69%. По словам Уринсона, вице-премьер Виктор Христенко согласился рассмотреть это предложение.Впрочем, с тем, что перекрестное субсидирование надо убирать, кабинет согласен давно, однако при этом до сих пор он не соглашался поддержать предложенный энергетиками рост тарифов. И дело не только в том, что государству в этом случае придется компенсировать рост расходов малоимущим потребителям и бюджетникам.
Сейчас в "Белгородэнерго" тариф для населения составляет 49 копеек за кВт/ч, а для бюджетников и ЖКХ - 36 копеек. По расчетам Уринсона, после повышения цены должны вырасти до 1 рубля 30 копеек. При этом само "Белгородэнерго" электроэнергию с ФОРЭМа покупает менее чем по 40 копеек за кВт/ч. Значит, две трети экономически обоснованного тарифа для мелкого потребителя составляют издержки "Белгородэнерго" на доставку к нему электроэнергии, а также затраты на ремонт и обслуживание сетей. Но разобраться, где заключена здесь возможность экономии, из-за непрозрачности крайне непросто,к тому же на затраты падают и все потери в сетях или воровство электроэнергии по дороге к потребителю. Вряд ли справедливо заставлять расплачиваться за все это население и бюджет. Потому кабинет, прежде чем дать согласие повышать тарифы, требует от энергетиков максимального снижения их издержек.
Между тем с конца 2005 года - момента полного перехода к рынку - помешать крупным предприятиям выходить на оптовый рынок уже никто не сможет. Так что, если до тех пор не удастся по-настоящему разобраться с издержками энергетиков, удар по мелким потребителям обещает быть ощутимым.