Мнение
Если ничего не изменить, будет новый кризис. И Греф это отлично понимает…
Я бы спокойнее оценивал эту ситуацию. В чем-то спокойнее, в чем-то сложнее, чем кажется. Проще она в том, что административная и налоговая реформы до 12 мая вряд ли будут реализованы. Сказать, что он ушел в момент, когда все должно быть сделано, было бы неверно. И та, и другая реформы занимают годы. То, что конкретного министра не будет на рабочем месте в какой-то период времени, вряд ли сильно отразится на этом процессе. Здесь немного переоцениваются текущие конъюнктурные последствия.
Но в более общем плане я могу согласиться. Потому что разговоры о том, что Греф подавал заявления об отставке, свидетельствуют о том, что предложенная им программа буксует. Греф понимает это, судя по его действиям. То, что сейчас разрабатывается программа Грефа №2, к сожалению, является попыткой написания новой бумаги, а не предложения новых вариантов решения проблем. Думаю, что действия Грефа можно интерпретировать как, с одной стороны, осознание проблем, но с другой стороны, отсутствие внятных вариантов их решения. Второе более серьезно, чем разговоры об опасности отсутствия Грефа для налоговой реформы.
Отсутствие этих решений связано с тем, что в экономических дискуссиях последних месяцев преобладает хаотический подход к решению проблем, предполагается, что правительство всесильно. Если оно что-то решило, то оно это может реализовать. Этот подход возобладал, к сожалению, к моменту подработки программы Грефа, когда была вначале попытка некоего диалога власти и общества, такой диалог был заявлен. Деятельность ЦСР была относительно успешней, она породила позитивные ожидания, благодаря подобному подходу учета мнений разных людей. Но эти позитивные ожидания сформировались в том числе благодаря начавшемуся экономическому росту после кризиса 1998 года. К сожалению, эта иллюзия привела к тому, что укрепление властной вертикали, которое было инициировано в 2000-2001 году, привело не столько к укреплению государства, сколько к бюрократичной консолидации, укреплению госаппарата. И к тому, что сейчас мы идем по той же модели, по которой двигались в 1990-е гг. Может быть, больше влияния на процессы у госаппарата, но двигателем являются по-прежнему частные интересы. Но изменить эту ситуацию можно только при условии здравого подхода к усложнению проблемы, когда мы будем выяснять не только, что нужно делать, об этом говорят все бумаги последнего времени, об этом говорили Гайдар и другие в разное время. Они все обсуждают проблему, что нужно делать неразумному правительству, которое не может вывести экономику из сырьевой ямы, ускорить темпы развития. Но нужно понимать, кто это может делать, а не только то, что нужно: пытаться диверсифицировать экономику, допустим, передать ресурсы сырьевых отраслей в пользу обрабатывающих. С этим никто не спорит. Вопрос в том, кто в этом заинтересован, а кто нет. И надо добиться некоего баланса интересов. Потому что попытки продавливать что-то встречают активное сопротивление и имеют нулевой результат.
А второй существенный вопрос, как это делать, какие механизмы, как инструментально можно решить ту или иную задачу. Именно после как баланс интересов сложится, нужно переходить к обсуждению, что делать в деталях.
Герман Греф понимает проблему. С одной стороны, это хорошо. После кризиса 1998 года абсолютное большинство экспертов и людей во власти не осознавали того, что если ничего не изменить будет новый кризис. Сейчас все это осознают и понимают. Пусть кризис будет не завтра, а через год, при сохранении нынешней политики. Проблема в том, что пока и у Грефа, и у других людей нет подхода к проблеме, не могут они предложить других вариантов ее решения.
Яковлев Андрей Александрович