• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лев Якобсон: "Для начала надо понять кто за это отвечает"

Столичная вечерняя газета. 2003. № 69. 26 мая

Сегодня должна стать известна дата оглашения бюджетного послания президента Владимира Путина. Этот документ не только не менее важный, чем традиционное послание Федеральному собранию, но и гораздо более конкретный. Президент скажет, как и на что жить в год его выборов. О некоторых недостатках отечественного бюджета "Столичной" рассказал заместитель ректора Высшей школы экономики Лев Якобсон. Он видел черновик президентского бюджетного послания.

Сегодня должна стать известна дата оглашения бюджетного послания президента Владимира Путина. Этот документ не только не менее важный, чем традиционное послание Федеральному собранию, но и гораздо более конкретный. Президент скажет, как и на что жить в год его выборов. О некоторых недостатках отечественного бюджета "Столичной" рассказал заместитель ректора Высшей школы экономики Лев Якобсон. Он видел черновик президентского бюджетного послания.

- Есть ли отличия бюджета 2004 года от нынешней росписи доходов-расходов?
- В последние годы бюджеты становятся более реалистичными. И не содержат дефицитов. Но все они крайне слабо нацелены на результат. Да, каждый год в этом направлении происходят какие-то подвижки. Но говорить о новом качестве управления процессом я не могу. И вряд ли бюджет-2004 в этом смысле будет сильно отличаться от бюджета-2003.
- Наш бюджет нуждается в косметическом ремонте или в капитальной реконструкции?
- Ключевой вопрос - как сделать федеральный бюджет более эффективным. В послании президента, например, говорится, что наша бюджетная система перегружена обязательствами. Но ведь их нельзя сокращать механически - иначе положение и без того небогатых бюджетополучателей еще ухудшится. Стало быть, надо искать резервы более эффективного использования тех денег, которые есть в распоряжении правительства.
- Что же, не сокращать обязательства?
- Есть, например, закон "О ветеранах". Его исполнение каждый год приостанавливают законом "О федеральном бюджете". А как иначе? Иначе надо ежегодно изыскивать еще 500 миллиардов рублей. С другой стороны, ветеранам помогать надо. И раз денег на все сразу не хватает, следует выбрать какие-то приоритеты и им следовать. Позволю себе провести аналогию с тем, как расходуются деньги в бизнесе. Есть стандартные подходы, которым необходимо следовать. Но успеха в бизнесе добивается тот, кто добавляет к традиционным методам элементы творческого подхода. Например, можно тратить деньги на госслужбу, просто содержа огромное количество чиновников. А можно проанализировать их функции, подумать о внедрении новых информационных технологий. И тогда, возможно, выяснится, что многое из того, что делается, делать и вовсе не нужно. Или - в продолжение темы чиновничества - такой пример. Чиновников много, им мало платят. Но давайте посчитаем, сколько стоят здания в центре Москвы, которые они занимают? Наш бизнес не позволяет себе такой свободы размещения. И если мы это учтем, то окажется, что наш аппарат просто золотой. Если его разместить более разумно, выгода будет существенной.
- Посильная ли это задача - выбор приоритетов - для наших ветвей власти?
- Для начала надо понять, кто за это отвечает. Еще эффективность бюджетного процесса зависит от того, насколько четко задачи федерального бюджета разведены с задачами региональных и местных бюджетов. У нас же в этой сфере по сей день большая путаница. Когда здесь будет наведен порядок, можно будет впервые внятно спрашивать за реализацию конкретных задач. Исполнение этого закона ляжет преимущественно на региональные бюджеты. Они и будут выбирать приоритеты и следить за тем, чтобы на выбранные льготы хватало денег. А от обязательств, которые невозможно исполнить, придется отказываться.