• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разработка программы развития страны вне «правительственной площадки» имеет очевидные преимущества

Кремль.org. 2003. № 20:38. 27 октября

Лев Якобсон, первый проректор Высшей школы экономики, доктор экономических наук, профессор считает, что материалы Комиссии побудят к пересмотру, быть может существенному, ряда разделов правительственной программы

Лев Якобсон, первый проректор Высшей школы экономики, доктор экономических наук, профессор считает, что материалы Комиссии побудят к пересмотру, быть может существенному, ряда разделов правительственной программы

Разработка программы развития страны вне "правительственной площадки" имеет очевидные преимущества, если иметь в виду возможность:
- не заниматься всем сразу (что обязано делать Правительство), а сосредоточиться на проработке нескольких конкретных приоритетов,
- вести работу на уровне экспертов и, что бывает нечасто, непосредственных представителей "первичных" интересов (например, различных категорий производителей и потребителей услуг образования и здравоохранения), тогда как Правительство вынуждено иметь дело скорее с "вторичными", ведомственными интересами, которые производны от "первичных", но не во всем с ними совпадают,
- дискутировать без оглядки на служебную субординацию и ранее достигнутые межведомственные компромиссы,
- выносить результаты работы на суд высшего политического руководства страны.
Однако наряду с преимуществами необходимо видеть и ограничения, которые могли бы обернуться "недостатками", если бы Комиссия вышла за рамки своего мандата (уверен, что этого не произойдет). Так, фокусировка на конкретных приоритетах означает, что Комиссия не пытается разработать ни всеобъемлющую "стратегию развития страны" как своего рода аналог программы КПСС, ни альтернативный вариант среднесрочной программы Правительства. Другой вопрос, что материалы Комиссии, скорее всего, побудят к пересмотру, быть может существенному, ряда разделов правительственной программы.
Что касается взаимодействия Комиссии и Правительства, то, насколько могу судить, представители Правительства вполне органично вписались в начавшуюся работу. И произошло это как раз потому, что удается, по крайней мере, пока:
- избегать "перетягивания каната" между Комиссией и Правительством и "критических разборов деятельности ведомств",
- представители госорганов участвуют в работе на равных с представителями "первичных" интересов и экспертного сообщества (впрочем, чиновникам, как обычно, достается больше других).
Теперь о выбранных направлениях деятельности комиссии. Что касается уровня детализации, он, на мой взгляд, вполне приемлем. Если же говорить о конкретном перечне проблем, я бы дополнил его несколькими темами, в частности:
- предотвращение чрезмерного экономического, социального и культурного расслоения общества (для меня это вопрос не о превращении страны в патерналистскую богадельню, а, прежде всего, о политике создания реальных шансов работать, зарабатывать, социально адаптироваться; впрочем, один из важных аспектов темы предполагается рассмотреть в группе по вопросам образования),
- диверсификация и конкурентоспособность отечественной промышленности,
- механизмы обновления производственной инфраструктуры,
- бюджетная реформа.
Впрочем, чуть выше я сам подчеркивал желательность концентрации на ограниченном числе приоритетов. Что поделаешь, иногда хочется объять необъятное.
Считаю, что выбранные Комиссией направления деятельности будут способствовать развитию всего общества. Это о направлениях. А о результатах говорить рано.