• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Юг лишат "северных" надбавок По новой концепции районирования России

Ведомости. 2004. № 7. 20 января

...Впрочем, по мнению директора Института социальной политики ВШЭ Сергея Смирнова, пересмотр северных надбавок в связи с методикой районирования, предложенной Минэкономразвития, - дело вполне реальное. "В условиях рыночной экономики вопрос о том, кто будет платить льготы северным и приравненным к ним территориям, встал особенно остро, ведь к этой категории можно причислить большую часть регионов. Теперь можно будет дифференцировать масштабы, величину и виды надбавок", - уверен он.

Минэкономразвития разработало новую концепцию районирования территории страны. Теперь государство, которое ежегодно оплачивает $12 - 14 млрд "климатических" льгот в 41 регионе, наконец-то сможет определиться, где в России заканчивается Крайний Север.

До сих пор у правительства не было четкой системы отнесения территорий к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. В 41 регионе страны действует система льгот и компенсаций, основа которой - районные коэффициенты и северные надбавки. В 13 из них, например в Волгоградской, Оренбургской и Челябинской областях, отсутствуют районы, расположенные за 60-й широтой (формальный признак отнесения территории к Крайнему Северу) или хотя бы похожие на них по климатическим условиям. Зато именно такие регионы получают больше всего "северных" бюджетных денег.
По данным Минэкономразвития, в 2002 г. на выплаты районных надбавок из бюджетов всех уровней и средств предприятий израсходовано 195 млрд руб. (без учета надбавок к пенсиям, оплаты отпусков и прочих выплат, положенных только жителям Севера). Общая сумма господдержки районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей из федерального и региональных бюджетов в прошлом году составила приблизительно 350 - 400 млрд руб. В регионы, не имеющие в своем составе районов Крайнего Севера и приравненных к ним, на эти цели из федерального бюджета ушло почти 55 млрд руб. (83% от бюджетных назначений), в то время как в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - всего 34 млрд руб. (65%), а в северных и арктических регионах - 38 млрд руб. (лишь 49% от положенного).Такая парадоксальная ситуация сложилась потому, что до сих пор отнесение территорий к районам Крайнего Севера и приравненным к ним производилось без научного обоснования, считают в МЭРТ. "Сложно сказать, почему эти регионы попали в список [льготников], - прежде это оформлялось даже постановлениями Верховного Совета РСФСР по разным политическим причинам", - говорит замминистра экономразвития Мухамед Циканов.
Новая методика, созданная Институтом географии РАН и Всероссийским научно-координационным центром по проблемам Севера МЭРТ (ВНКЦ "Север"), как считают в Минэкономразвития, этого недостатка лишена. В России предлагается создать "шесть зон комфортности" - от очень дискомфортной зоны, исключающей длительное проживание там населения (Арктика), до комфортной зоны на юге страны. При этом система показателей природно-климатической дискомфортности включает в себя не только температурный фактор, но и факторы ультрафиолетовой недостаточности, увлажненности, заболоченности, высокогорности, сейсмичности и др. В нее будут включены средняя продолжительность отопительного периода, безморозного периода и периода с температурой ниже минус 30 градусов по Цельсию.
МЭРТ планирует окончательно доработать эту методологию к концу 2004 г., а заодно разделить территории России по медико-биологическим и социально-экономическим факторам. Исходя из этих наработок, правительство установит новые коэффициенты и надбавки для различных территорий. "Пока рано говорить, какой будет от этого экономический эффект и будут ли в результате сокращены объемы выплат коэффициентов и надбавок", - говорит Циканов.
Сенатор от Приморского края Олег Кожемяко опасается, что пересмотр районирования в его регионе приведет к отмене северных коэффициентов для пяти труднодоступных районов с трудными климатическими условиями (там часты тайфуны, а добраться до них можно только на вертолетах). В этом случае, по его мнению, учителя, врачи и другие бюджетники не будут иметь никаких стимулов там работать. Но директор Центра фискальной политики Галина Курляндская считает эти опасения надуманными, потому что после приведения законодательства в соответствие с новыми основами бюджетного федерализма, утвержденными в прошлом году, будет отменена Единая тарифная сетка, и право определения коэффициентов для выплаты зарплат врачам и учителям будет передано на региональный уровень. А на такие непопулярные действия, как снижение зарплат бюджетникам, регионы вряд ли пойдут, равно как и Центр не позволит себе снизить северные надбавки к пенсиям, уверена она.
Впрочем, по мнению директора Института социальной политики ВШЭ Сергея Смирнова, пересмотр северных надбавок в связи с методикой районирования, предложенной Минэкономразвития, - дело вполне реальное. "В условиях рыночной экономики вопрос о том, кто будет платить льготы северным и приравненным к ним территориям, встал особенно остро, ведь к этой категории можно причислить большую часть регионов. Теперь можно будет дифференцировать масштабы, величину и виды надбавок", - уверен он.